Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Бытия, Глава 1, стихи 14-23

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим о двух днях творения мира, четвертом и пятом. Так уж сложилось, что роль, которую наука играет в нашей жизни побуждает нас рассматривать практически любой текст, либо как научный, либо как фантастический, то есть выдуманный… Мы оцениваем доказательную базу и думаем над тем, как какое этот текст имеет отношение к реальности… Однако на самом деле, такой подход очень нас обедняет. Несмотря на все величие и сложность той картины, которую изображает перед нами наука, она не ставит перед собой вопросов, которые беспокоят человека гораздо больше, например вопросов как и для чего жить. Причем не ставит не в данный момент, не ставит вообще, так как они вне ее поля исследования и ее методы здесь не работают. Это не значит, что она не важна. Важна, конечно! Просто считать, что она, постепенно развиваясь, ответит на все вопросы бытия, наивно.

Итак, открывая Библию необходимо понять, что перед нами не просто донаучное повествование, написанное своеобразным поэтическим языком, важно понять, что мы должны искать в нем ответы не на те же самые вопросы, которые мы привыкли задавать, открывая книги по астрономии и биологии.

Впрочем, с одним выводом из сегодняшнего текста, вполне могут согласиться ученые, причем даже те, кто ни в какого Бога не верят вообще. Дело в том, что для людей древности, к которым он был обращен в первую очередь, этот текст носил не только созидательный, но и разрушительный характер. Это сегодня мы понимаем, что светила на небе — это огромные раскаленные скопления газа, а для древних, они были в первую очередь богами и средством для гадания и всего того, что связано со словом астрология. Но что же говорит нам сегодняшний текст? Все это величие Бог созидает просто сказав «да будет». Он не сопоставим со своим творением, которое не обладает никакой творческой и уж тем более пророческой силой. В этом смысле церковь и наука рука об руку выступают против астрологии в любом ее виде. Что Моисей, что сегодняшние астрономы совершенно согласны с тем, что звезды — это просто космические объекты, они могут быть большими или маленькими, их суть от этого не меняется. Конечно, с точки зрения науки у звезд не может быть никакого назначения, они просто есть и их можно изучать… Для Моисея все не так просто. Он знает, что человек — высшая цель творения, и весь мир существует для него. Звезды, солнце и луна даны, чтобы различать день и ночь, чтобы был создан календарь… Но так или иначе, совсем не для того, чтобы управлять человеческими судьбами. Подобным же образом Моисей говорит о сотворении пресмыкающихся и птиц… Тех существ, которым поклонялись, по поведению которых так же предсказывали будущее. Нет, все они не боги, все они лишь творения, которые призваны служить… И именно в таком качестве они оказываются на своем месте в мироздании, так что о мире можно свидетельствовать, что он хорош.

В сегодняшнем чтении мы слышим о двух днях творения мира, четвертом и пятом. Так уж сложилось, что роль, которую наука играет в нашей жизни побуждает нас рассматривать практически любой текст, либо как научный, либо как фантастический, то есть выдуманный… Мы оцениваем доказательную базу и думаем над тем, как какое этот текст имеет отношение к реальности… Однако на самом деле, такой подход очень нас обедняет. Несмотря на все величие и сложность той картины, которую изображает перед нами наука, она не ставит перед собой вопросов, которые беспокоят человека гораздо больше, например вопросов как и для чего жить. Причем не ставит не в данный момент, не ставит вообще, так как они вне ее поля исследования и ее методы здесь не работают. Это не значит, что она не важна. Важна, конечно! Просто считать, что она, постепенно развиваясь, ответит на все вопросы бытия, наивно.

Итак, открывая Библию необходимо понять, что перед нами не просто донаучное повествование, написанное своеобразным поэтическим языком, важно понять, что мы должны искать в нем ответы не на те же самые вопросы, которые мы привыкли задавать, открывая книги по астрономии и биологии.

Впрочем, с одним выводом из сегодняшнего текста, вполне могут согласиться ученые, причем даже те, кто ни в какого Бога не верят вообще. Дело в том, что для людей древности, к которым он был обращен в первую очередь, этот текст носил не только созидательный, но и разрушительный характер. Это сегодня мы понимаем, что светила на небе — это огромные раскаленные скопления газа, а для древних, они были в первую очередь богами и средством для гадания и всего того, что связано со словом астрология. Но что же говорит нам сегодняшний текст? Все это величие Бог созидает просто сказав «да будет». Он не сопоставим со своим творением, которое не обладает никакой творческой и уж тем более пророческой силой. В этом смысле церковь и наука рука об руку выступают против астрологии в любом ее виде. Что Моисей, что сегодняшние астрономы совершенно согласны с тем, что звезды — это просто космические объекты, они могут быть большими или маленькими, их суть от этого не меняется. Конечно, с точки зрения науки у звезд не может быть никакого назначения, они просто есть и их можно изучать… Для Моисея все не так просто. Он знает, что человек — высшая цель творения, и весь мир существует для него. Звезды, солнце и луна даны, чтобы различать день и ночь, чтобы был создан календарь… Но так или иначе, совсем не для того, чтобы управлять человеческими судьбами. Подобным же образом Моисей говорит о сотворении пресмыкающихся и птиц… Тех существ, которым поклонялись, по поведению которых так же предсказывали будущее. Нет, все они не боги, все они лишь творения, которые призваны служить… И именно в таком качестве они оказываются на своем месте в мироздании, так что о мире можно свидетельствовать, что он хорош.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

This website uses cookies.