«Жена да боится мужа своего». Когда я встречаю эту фразу апостола Павла, то вспоминаю одну женщину, Светлану. Мы с ней познакомились в крошечной поселковой гостинице на Дальнем Востоке. Разговорились перед сном в полутёмной комнате с дощатыми стенами и низким потолком. Светлана была с восьмилетней дочкой, которая быстро уснула. Они приехали из леспромхоза посетить поликлинику. Я же впервые в жизни находилась в командировке, на первой студенческой практике. Соседка рассказывала о такой для меня диковинной жизни в лесу. Но особенно меня поразило, что у нее десять детей! А муж постоянно на работе, валит деревья. Дома чаще всего просто отсыпается. С какой же нежностью говорила о нём Светлана! А я посочувствовала: многодетный быт ох как нелёгок, трудно ей! На что моя собеседница возразила: «Что ты! Мужчине трудней. Ему же за всех за нас отвечать! Потому и жалею его, и перечить-то ему не хочется!»
Мне, 17-летней городской девушке, воспитанной атеистически, было совершенно непонятно, перед кем, в отличие от женщин, несёт ответ мужчина, да и за что. И почему же ему не перечить, не возразить иногда, ведь муж родной! Только слово «жалею» я поняла тогда верно. В народе глагол «жалеть» иногда употребляется как синоним слову «любить», и говорила Светлана о муже именно с любовью. И мне советовала: «Выйдешь замуж, Наташа, мужу не перечь. Даже если видишь, что не прав он. Смолчи, послушайся. А там, глядишь, и прав окажется!..»
Вспоминая ту встречу сейчас, через много лет, понимаю, что Господь мне дал живую иллюстрацию к Писанию. И семья Светланы наверняка была верующей, иначе о какой ответственности мужа шла речь, перед кем? Апостол же в своем послании обращается в основном к мужьям, призывает их любить своих жён, как свои тела. А о женах сказано, что уважать они мужей должны, ведь «да убоится» — это и означает «да уважает!» В ответ на любовь. В том, что Светлана — жена любимая, сомнений быть не могло... Покой от неё шёл и внутренний свет.
Это редкость, ведь в современных семьях так часто правит система взаимозачётов вместо любви. Павел же говорит именно о любви! Муж и жена становятся в браке единой плотью. У мужа по отношению к жене — любовь-ответственность, а у жены — любовь-послушание. Разве не страшно руке не послушаться головы, если голова сигналит: не лезь в огонь, обожжёшься? И одеться телу потеплее тоже голова советует, она уже на градусник за окном посмотрела! И разве не понятно, кто главнее в этой единой плоти? Из самого слова следует: главнее — го-лов-нее! Глава семьи — мужчина. Как же телу голову не почитать, не уважать?
«Никогда мужу не перечь!» — сказала мне Светлана, будто напутствуя на будущее.
Мой муж трудится совсем не в леспромхозе, и детей у нас не десять, и важные решения чаще всего принимаем вместе. Но у мужа есть право решать одному, а у меня есть радость смириться перед этим правом. Радость, потому что хуже не будет точно. Радость, потому что доверяю. И потому что тем самым исполняю закон Христов.
Интересно, что это работает даже в мелочах. Вот вышли мы из дому на вечернюю службу. А в Переславле-Залесском живём недавно, не все пути-дороги знаем. «Давай вот так пойдём, так короче!» — предлагает муж и уже шагает по новой тропинке, ведёт меня какими-то дворами... Я следую, как нитка за иголкой, хотя сильно сомневаюсь, что мы сокращаем путь. И даже на ходу карту в телефоне открыла: точно, так длиннее! Но молчу: зачем перечить? Запас времени есть, а новая дорога — отлично, разнообразие!
Мы поворачиваем за угол и оба замираем от неожиданности: перед нами розарий! Розы мелкими звёздными букетиками и огромными яркими салютами, самых разных цветов и оттенков, да так много! Просто во дворе пятиэтажки растут, не за забором. Подходи, любуйся, вдыхай аромат.
Да, муж не стал бы спорить, если бы я показала ему карту в телефоне. И мы пошли бы привычным путём. В другой день я бы так и сделала, я не идеальная жена, порой и настаиваю на своём. Но вот тут не стала. И пожалуйста — розы!..
Это был подарок от Господа по дороге в храм. Мне. Я в тот день очень правильно мужа боялась!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM