
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 85
— Что нам с этого Рождества? Много ли оно тебе дало?
— На то они и праздники, чтобы нас одолевали хлопоты и пустели карманы. Но Рождество — особый день. День, когда каждому из нас дана возможность заметить ближнего своего и возлюбить его как попутчика на тот свет, а то каждый сам по себе идёт своей дорогой! И оттого, дядя, хоть знаю, Рождество мне не прибавит ни злата, ни серебра, ни меди, а всё же в нём есть польза, и славься святой праздник!
Фильм Роберта Земекиса «Рождественская история» — про Рождество, точнее сказать, про дух Рождества, о котором в картине прекрасно говорит племянник дядюшки Скруджа — главного персонажа этой удивительной и поучительной истории. Эбэнэзер Скрудж категорически не признаёт Рождество. Он ненавидит праздничную суету. Всё, что не приносит прибыли, для него глупо и не имеет смысла.
— Что тебе-то проку от Рождества без пенни в кармане? Торжествуешь, что ещё один год ушёл, а ты ничуть не богаче? Да будь на то моя воля, я бы всех ослов, что поздравляют друг друга с Рождеством, выгнал бы тотчас на площадь и поджарил бы на костре...
Скрудж презирает бедность, но при этом живёт как бедняк, экономя даже на освещении и тепле. Лицо его, как, впрочем, и весь облик, выражают злобу и ненависть ко всему миру. Несложно понять, что Скрудж, сам того не замечая, мёртв уже при жизни. Однако в финале ему всё же суждено осознать пустоту своего существования. Что же спасает Скруджа? Божья милость, посылающая к живому мертвецу вестника с того света — компаньона Марли. Но Скруджа также спасает святость его собственных воспоминаний — детства, юности, тех мест, где он был счастлив, и людей, которые были ему дороги, но которых он забыл, которыми пожертвовал ради успеха в денежных делах. Три таинственных призрака являются ему в ночь перед праздником: Дух прошлого Рождества показывает Скруджу его детство, юность, Дух настоящего Рождества открывает ему глаза на то, как сейчас живут близкие ему люди и, наконец, несчастному является сама Смерть, и тут-то ему становится в полной мере очевидны его собственная мерзость и никчёмность. И вот Скрудж под впечатлением увиденного просыпается и рвёт цепи старого, чтобы стать наконец самим собой — весёлым, добрым холостяком, способным по милости Божией переписать книгу своей жизни.
— А на будущее Рождество я жду в гости! Зову всех! Я не буду скупиться! Ведь на тот свет денег с собой не взять!
«Рождественская история» Роберта Земекиса — восемнадцатая экранизация «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса, замечательная тем, что в ней впервые используется формат 3D. Новые технологии позволяют любоваться панорамными видами всего города. Мы как будто летим над печными трубами и крышами старинного Лондона. Кроме того, стоит упомянуть, что главную роль в фильме досталась знаменитому Джиму Керри, которому, благодаря используемой технике компьютерной анимации, пришлось сыграть помимо Скруджа ещё 4 роли, причём ни в одной из них его узнать невозможно. В фильме заняты также Гэри Олдмэн (он столь же неузнаваем в трёх своих ролях), Колин Фёрт и Робин Райт Пэнн.
Смотреть «Рождественскую историю» можно и нужно не только под Рождество. Образная и эмоциональная глубина фильма, юмор или леденящий душу ужас некоторых мистических сцен, и, наконец, очистительная радость до слёз в конце фильма — всё здесь чудесным образом объединено одной целью: показать, что главное — не деньги, а милосердие, помощь, добро, любовь к людям, и что пока мы живём, никогда не поздно проснуться от своей душевной спячки и начать жить в соответствии с духом Рождества!
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова