Моя дочка в этом году будет второй раз участвовать в школьной олимпиаде, которая называется «Моя семья в истории России». В прошлом году она рассказывала о своём прадедушке, который прошёл три войны, а в этом – мы задумались. Про кого бы ей рассказать?
Я посоветовалась с мамой: «А пусть она, про своего дедушку расскажет? Он Афган прошёл всё-таки: дети сейчас и знать толком не знают, что была когда-то такая война… Ей будет полезно». Мама смутилась: «Не знаю, он же всё-таки… не родной её дедушка…».
Услышав это, мне вспомнился один эпизод из моей жизни, когда дочка была совсем ещё маленькой (жили мы ещё тогда у свекрови). Я стелила постель, а ребёнок дошаливал свои шалости и донимал меня бесконечными вопросами. И вот, в череде этих «Почему» и «Зачем» прозвучало следующее:
- Мам, а бабушка (у которой мы тогда жили) – это папина мама?
- Да, – отвечаю я и продолжаю воевать с пододеяльником.
- Тогда, значит, твоя мама – это бабушка Галя (так мою маму зовут)?
- И в этом ты права… – я немного напряглась и интуитивно задумалась, как бы мне сейчас ответить на следующий вопрос, который… незамедлительно был озвучен моим любознательным ребёнком.
- А дедушка Лёша – это твой папа. Так?
Я растерялась. Ведь у меня другой папа. Дедушка Лёша – отчим. Мой папа ушёл из семьи, когда мне было одиннадцать… Но как всё это объяснить трёхлетнему ребёнку? Чтобы было понятно и в то же время не произвело путаницы в его детской голове? Если честно, я тогда очень позавидовала тем, кто может отвечать на подобные вопросы без запинки, одним только «Да»…
Ничего мне в голову не пришло, кроме как сказать традиционное: мой папа живёт очень далеко и поэтому не может приехать, а дедушка Лёша – твой дедушка, потому что он муж твоей бабушки. Но мне он не папа… В общем, я понятия не имею, как я всё это излагала, но тогда моя задача заключалась только в одном – ответить ей хоть что-то.
К моему удивлению, ребёнок меня очень хорошо понял. Буквально. «Значит, кем бы ни был мамин папа, мой дедушка – это мой дедушка.» С тех пор с этим утверждением она и живёт. Конечно, придёт время, и ей придётся осознать, что бывают разные ситуации: и в жизни, и в семье. Но тогда дочке было достаточно услышать мой очень расплывчатый ответ, чтобы… продолжать звать своего любимого деда дедом и чувствовать себя его любимой внучкой: независимо от родственных связей, которые испокон веков ни для кого не являются обязательным условием настоящего родства.
И поэтому, когда моя мама высказала свои опасения по поводу рассказа на школьной олимпиаде про «неродного» дедушку в главной роли, мне не пришлось долго подбирать аргументы. Ведь они давным-давно уже подобраны жизнью: родными не рождаются, родными – становятся.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема