Моя дочка в этом году будет второй раз участвовать в школьной олимпиаде, которая называется «Моя семья в истории России». В прошлом году она рассказывала о своём прадедушке, который прошёл три войны, а в этом – мы задумались. Про кого бы ей рассказать?
Я посоветовалась с мамой: «А пусть она, про своего дедушку расскажет? Он Афган прошёл всё-таки: дети сейчас и знать толком не знают, что была когда-то такая война… Ей будет полезно». Мама смутилась: «Не знаю, он же всё-таки… не родной её дедушка…».
Услышав это, мне вспомнился один эпизод из моей жизни, когда дочка была совсем ещё маленькой (жили мы ещё тогда у свекрови). Я стелила постель, а ребёнок дошаливал свои шалости и донимал меня бесконечными вопросами. И вот, в череде этих «Почему» и «Зачем» прозвучало следующее:
- Мам, а бабушка (у которой мы тогда жили) – это папина мама?
- Да, – отвечаю я и продолжаю воевать с пододеяльником.
- Тогда, значит, твоя мама – это бабушка Галя (так мою маму зовут)?
- И в этом ты права… – я немного напряглась и интуитивно задумалась, как бы мне сейчас ответить на следующий вопрос, который… незамедлительно был озвучен моим любознательным ребёнком.
- А дедушка Лёша – это твой папа. Так?
Я растерялась. Ведь у меня другой папа. Дедушка Лёша – отчим. Мой папа ушёл из семьи, когда мне было одиннадцать… Но как всё это объяснить трёхлетнему ребёнку? Чтобы было понятно и в то же время не произвело путаницы в его детской голове? Если честно, я тогда очень позавидовала тем, кто может отвечать на подобные вопросы без запинки, одним только «Да»…
Ничего мне в голову не пришло, кроме как сказать традиционное: мой папа живёт очень далеко и поэтому не может приехать, а дедушка Лёша – твой дедушка, потому что он муж твоей бабушки. Но мне он не папа… В общем, я понятия не имею, как я всё это излагала, но тогда моя задача заключалась только в одном – ответить ей хоть что-то.
К моему удивлению, ребёнок меня очень хорошо понял. Буквально. «Значит, кем бы ни был мамин папа, мой дедушка – это мой дедушка.» С тех пор с этим утверждением она и живёт. Конечно, придёт время, и ей придётся осознать, что бывают разные ситуации: и в жизни, и в семье. Но тогда дочке было достаточно услышать мой очень расплывчатый ответ, чтобы… продолжать звать своего любимого деда дедом и чувствовать себя его любимой внучкой: независимо от родственных связей, которые испокон веков ни для кого не являются обязательным условием настоящего родства.
И поэтому, когда моя мама высказала свои опасения по поводу рассказа на школьной олимпиаде про «неродного» дедушку в главной роли, мне не пришлось долго подбирать аргументы. Ведь они давным-давно уже подобраны жизнью: родными не рождаются, родными – становятся.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема