Кажется, само имя сегодняшнего поэта уже сообщает нам многое о жизненном пути, происхождении и особенностях звучания его лиры: Спиридон Дрожжин. Какое хлебное имя, правда ведь?
Этот поэт-самоучка, вышедший из крепостной крестьянской семьи, родился в первой половине 19-го века, прожил восемь десятков лет, и отошел к Господу в страшном 1930-м году, перед началом массового голода и накала коллективизации.
А в начале своего скитальческого пути, он мальчиком был отправлен родителями в столицу на заработки и, добравшись до Петербурга, стал половым в трактире, где приохотился к чтению газет и журналов (многие тогдашние закусочные их, представьте, выписывали).
В двадцатипятилетнем возрасте Спиридон Дрожжин напечатал свою первую вещь – «Песню про горе добра-молодца». И к роковому для русской цивилизации 1917-му году, сей деревенский поэт публиковался уже более чем в шестидесяти изданиях. Его заветная книга «Песни крестьянина» и желание навсегда остаться жить в деревне вызвали неподдельный интерес у Льва Толстого, который не раз встречался с даровитым самоучкой.
Мне интересно было узнать, что некоторые сочинения самого известного в те годы русского крестьянского стихослагателя на немецкий язык переводил классик европейского поэтического модернизма – Рейнер Мария Рильке, – который даже и посещал Спиридона Дмитриевича в его родовой тверской деревеньке Низовка.
А ещё на его стихи пел Федор Иванович Шаляпин.
Чудны дела Твои, Господи.
…В обширном поэтическом наследии Спиридона Дрожжина мне особенно дороги его маленькие стихотворные молитвы, три из которых я вам сейчас и прочитаю:
К Тебе с горячею мольбою
Я прибегаю. Боже мой:
Не дай в борьбе с житейской тьмою
Блеснуть падучею звездой!
Рассей тяжелые сомненья
И дух надеждой оживи.
Прости душевные томленья
И песни грустные мои!
Прости меня, что часто горя
Не в силах я перенести,
И сердце, бурное, как море,
С его страстями укроти!
Давайте – еще одно:
Утомленный долгой битвою
И охвачен в мире тьмой,
Боже, с теплою молитвою
Я стою перед Тобой.
Дух любви и всепрощения
Ты мне в душу возврати
И для вечного спасения
Укажи свои пути!
Ввергни демона-мучителя
В преисподнюю земли
И на помощь мне хранителя
С неба ангела пошли.
Эти стихи-молитвы Спиридона Дрожжина вошли в его книгу, просто названную «Стихотворения 1866-1888», и выпущенную в Москве в 1901 году. Через два года поэт выпустил сборник «Новые стихотворения», где таилось ещё одно чудесное и смиренное обращение к Небесному Отцу.
Послушайте, как называет свою молитву:
Спаситель, к Тебе я с молитвою грешной
Опять обращаюсь: прости.
Что, злом окружённый,
как тьмою кромешной,
Сбиваюсь с прямого пути;
Что гнойныя язвы людского порока
Зияют на ранах моих;
Что я погружаюсь в него так глубоко,
И мысль о Тебе то блуждает далеко,
То вся изливается в стих.
Спиридон Дрожжин, «Молитва», начало 20-го века.
По воспоминаниям современников, Спиридон Дмитриевич был правдолюбивым и добрым человеком.
В «Автобио графии» он заметил, что – цитирую – «если имел какой-нибудь данный Господом талант, то не зарыл его, как ленивый раб, в землю».
Не зарыл.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема