Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Рифмы жизни. Сергей Стратановский.

Рифмы жизни. Сергей Стратановский.


Деревянный Дворцовый мост и вид на Адмиралтейскую набережную в Санкт-Петербурге (Россия). Цветная фотолитография XIX века (1890—1900).

Конечно, поэт – только человек, одновременно обремененный и награжденный волшебным даром стихотворчества. Природа этого дара, безусловно, надмирная. Иному писателю достаточно своей внутренней вселенной, в которой, отражается окружающий его мир. Другому – необходимо перевоплощение, переселение в иные миры и души, подчас самые обычные и «понятные» – чтобы посмотреть «изнутри», заговорить языком разнообразных персонажей как нашей обыденной, так и даже исторической, библейской жизни, как это происходит у жителя Санкт-Петербурга – Сергея Стратановского.

Сомнения волхва

Нет, ни за что не поеду
и россказням вашим не верю
Что за младенец грядущий?
Стар я уже и устал
Трудно без помощи слуг
нынче мне сесть на верблюда
Знаю: в гостиницах грязь,
на дорогах – разбойники, воры
Нет, не поеду, увольте.
Впрочем, в каком это месте?
Ах, в Вифлееме. Не слышал
То-то, должно быть, клоповник
и глухомань
Не поеду.
Впрочем, звезда, говорите,
новая вдруг появилась
На небосклоне горит…
Может быть, знаменье вправду?
Может, слухи не так уж нелепы?
Может поехать?..
Эй, слуги,
Где мой любимый верблюд!

Сергей Стратановский, «Сомнения волхва», 1981 год.

Стратановский – легенда ленинградского «стихотворного подполья» 70-х–80-х годов, один из самых поразительных русских поэтов, пишет нелегкие стихи: они необычны и в своем построении, причудливы в содержании. Он, по слову другого стихотворца, «оригинально совместил деформацию — с неподдельной гармонией, гротеск – с лиризмом, сарказм – с теплом».

Говорили «вцепись»,
повторяли «держись»
Как за буйный шиповник – руками
Но меня не хватает,
совсем не хватает на жизнь
От нее заслоняюсь – стихами

А еще не хватает,
совсем не хватает на смерть
Сохрани меня, Господи!
Помоги не сорваться, суметь
Уцепиться за чахлый,
ползущий по склону кустарник

Сергей Стратановский, начало 2000-х годов.

Сергей Георгиевич, на мой взгляд, прежде всего поэт мучительной человеческой боли, его духовный опыт и бесстрашное поэтическое зрение таинственно преображают «ад бытия», за которым нам бывает так трудно разглядеть Божий Промысел. Этот поэт не отворачивается от жизни, но сострадает ей, надеясь и веря.
Вот одно из самых новых стихотворений Стратановского:
Греция

Там на мраморе белом
горячие тени, чуть синие,
А на кладбище ночью
огненных пчел рой мерцающий.
А на гору взойдешь
виноцветное море откроется
Многошумное море – таласса.

Как хотел мой отец
увидать этот край, этот рай
Не пришлось, не случилось
да и я не увижу, наверно.
Но беды в этом нет –
жизнь не трепет оливковых рощ,
Жизнь – рост души
ну а где и когда – разве важно.

Сергей Статановский, «Греция», 2011 год.

editor2

Последние записи

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам

Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам. О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.

02.05.2024

2 мая. Об особенностях богослужения дня

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.

02.05.2024

2 мая. О духовном смысле чтения о Христовых страстях

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Читаются 12 отрывков Евангелия о страстях Христовых. О духовном смысле чтения, — игумен Лука Степанов.

02.05.2024

2 мая. О важности Причащения Христовых Таин в этот день для всех христиан

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. О важности Причащения Христовых Таин в этот день для всех…

02.05.2024

This website uses cookies.