У нас в гостях были руководитель центра Социальной Адаптации «Лайф» в Москве, руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности Алексей Лазарев и волонтёр центра Социальной Адаптации «Лайф» Татьяна Герасимова.
Наши гости поделились, через какие испытания в жизни им довелось пройти, прежде чем начать самим помогать наркозависимым людям, в чем эта помощь может заключаться, почему помимо врача важно также духовное руководство, и что можно посоветовать страдающим от наркотических зависимостей людям и их близким.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Т. Ларсен:
— Здравствуйте, друзья, это проект «Делатели» на Радио ВЕРА. Я — Тутта Ларсен.
В. Рулинский:
— Я — Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. У нас сегодня в гостях Алексей Лазарев, руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности и руководитель амбулаторного центра «Реабилитация Live» в Москве. Алексей, добрый день.А. Лазарев
А. Лазарев:
— Добрый день, здравствуйте.
В. Рулинский:
— И Татьяна Герасимова — волонтёр этого центра. Здравствуйте. Сегодня будем говорить о помощи наркозависимым. Тема очень непростая, много очень стереотипов связано с ней. И я думаю, что для некоторых людей, может быть, она кажется просто страшной. Некоторые люди просто как-то даже самого названия «наркозависимые» боятся. У вас в жизни вот эта тема как появилась? Алексей, Татьяна, расскажите про это.
А. Лазарев:
— У меня появилась эта тема так, что это коснулось меня самого. И вообще, так как я в теме помощи уже последние лет 13, наверное, вижу, что редко когда в этой истории помогающей профессии такой — вот помощь наркозависимым — работают люди, которые не коснулись этого лично, имеется в виду, что не было личного опыта зависимости, или кто-то в семье, может быть, не болел этой болезнью. Это, конечно, бывает, и в основном среди священников мы видим таких подвижников, которых как-то жизнь свела с этой историей. Мы можем про них чуть позже вспомнить, потому что у нас замечательные есть, конечно, батюшки. Но именно опосредованно, не через личный опыт. А среди так называемых равных консультантов, психологов в этой сфере и так далее, конечно, тут в основном люди, которые прожили и зависимость, и избавление от неё.
Т. Ларсен:
— То есть смогли помочь сначала себе?
А. Лазарев:
— Да, конечно. Потому что это просто настолько сложная история в жизни каждого зависимого человека, потому что она связана всегда с огромными потерями. Это и здоровье, и семья, и потеря вообще какого-то смысла жизни. Это огромнейшая рана, поэтому когда случилась по тем или иным причинам в моей жизни эта встреча с Богом, когда так или иначе человек выкарабкивается из этого дна, потому что у нас есть такое понятие «дна» в этой теме, то, не знаю, всегда ли, но в моей ситуации, в жизни определённого количества моих знакомых друзей, когда спасение, так скажем, произошло от болезни этой именно через встречу с Богом, то каким-то образом с этим новым подарком от Бога приходит и желание помогать таким же людям. Потому что, наверное, в процессе выздоровления я столкнулся с тем, что моя жизнь полностью поменялась. И это в какой-то очень сжатый период, очень быстрый.
Т. Ларсен:
— В лучшую сторону?
А. Лазарев:
— Да. Поменялась — это, конечно, мало о чём говорит, просто перевернулась.
Т. Ларсен:
— Просто она к вам вернулась — ваша жизнь.
А. Лазарев:
— Да, было ощущение, что меня как будто наизнанку вот так вывернули, вытряхнули и заново собрали. И вот раз — в течение, условно, недели-двух это всё как-то случилось.
Т. Ларсен:
— Настолько быстро?
А. Лазарев:
— Да. Вот самый перелом, то есть потом уже мне просто дальше приходилось как-то привыкать к этой новой жизни и учиться жить новым человеком. Но сам переворот был, вот у меня лично, очень какой-то такой мощный, быстрый и сбивающий с ног фактически.
В. Рулинский:
— Интересно. Это было в США, да? Вы были там.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер