У нас в гостях были руководитель центра Социальной Адаптации «Лайф» в Москве, руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности Алексей Лазарев и волонтёр центра Социальной Адаптации «Лайф» Татьяна Герасимова.
Наши гости поделились, через какие испытания в жизни им довелось пройти, прежде чем начать самим помогать наркозависимым людям, в чем эта помощь может заключаться, почему помимо врача важно также духовное руководство, и что можно посоветовать страдающим от наркотических зависимостей людям и их близким.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Т. Ларсен:
— Здравствуйте, друзья, это проект «Делатели» на Радио ВЕРА. Я — Тутта Ларсен.
В. Рулинский:
— Я — Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. У нас сегодня в гостях Алексей Лазарев, руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности и руководитель амбулаторного центра «Реабилитация Live» в Москве. Алексей, добрый день.А. Лазарев
А. Лазарев:
— Добрый день, здравствуйте.
В. Рулинский:
— И Татьяна Герасимова — волонтёр этого центра. Здравствуйте. Сегодня будем говорить о помощи наркозависимым. Тема очень непростая, много очень стереотипов связано с ней. И я думаю, что для некоторых людей, может быть, она кажется просто страшной. Некоторые люди просто как-то даже самого названия «наркозависимые» боятся. У вас в жизни вот эта тема как появилась? Алексей, Татьяна, расскажите про это.
А. Лазарев:
— У меня появилась эта тема так, что это коснулось меня самого. И вообще, так как я в теме помощи уже последние лет 13, наверное, вижу, что редко когда в этой истории помогающей профессии такой — вот помощь наркозависимым — работают люди, которые не коснулись этого лично, имеется в виду, что не было личного опыта зависимости, или кто-то в семье, может быть, не болел этой болезнью. Это, конечно, бывает, и в основном среди священников мы видим таких подвижников, которых как-то жизнь свела с этой историей. Мы можем про них чуть позже вспомнить, потому что у нас замечательные есть, конечно, батюшки. Но именно опосредованно, не через личный опыт. А среди так называемых равных консультантов, психологов в этой сфере и так далее, конечно, тут в основном люди, которые прожили и зависимость, и избавление от неё.
Т. Ларсен:
— То есть смогли помочь сначала себе?
А. Лазарев:
— Да, конечно. Потому что это просто настолько сложная история в жизни каждого зависимого человека, потому что она связана всегда с огромными потерями. Это и здоровье, и семья, и потеря вообще какого-то смысла жизни. Это огромнейшая рана, поэтому когда случилась по тем или иным причинам в моей жизни эта встреча с Богом, когда так или иначе человек выкарабкивается из этого дна, потому что у нас есть такое понятие «дна» в этой теме, то, не знаю, всегда ли, но в моей ситуации, в жизни определённого количества моих знакомых друзей, когда спасение, так скажем, произошло от болезни этой именно через встречу с Богом, то каким-то образом с этим новым подарком от Бога приходит и желание помогать таким же людям. Потому что, наверное, в процессе выздоровления я столкнулся с тем, что моя жизнь полностью поменялась. И это в какой-то очень сжатый период, очень быстрый.
Т. Ларсен:
— В лучшую сторону?
А. Лазарев:
— Да. Поменялась — это, конечно, мало о чём говорит, просто перевернулась.
Т. Ларсен:
— Просто она к вам вернулась — ваша жизнь.
А. Лазарев:
— Да, было ощущение, что меня как будто наизнанку вот так вывернули, вытряхнули и заново собрали. И вот раз — в течение, условно, недели-двух это всё как-то случилось.
Т. Ларсен:
— Настолько быстро?
А. Лазарев:
— Да. Вот самый перелом, то есть потом уже мне просто дальше приходилось как-то привыкать к этой новой жизни и учиться жить новым человеком. Но сам переворот был, вот у меня лично, очень какой-то такой мощный, быстрый и сбивающий с ног фактически.
В. Рулинский:
— Интересно. Это было в США, да? Вы были там.
Деяния святых апостолов
Деян., 19 зач., VIII, 18-25.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Как повествует предание, антихрист, злобный правитель последних времён, будет внешне похож на Христа. Ведь слово «антихрист» переводится на русский не как «против Христа», а как «вместо Христа». Тёмные двойники встречаются на страницах Библии регулярно. Об одном из них мы с вами сейчас узнаем, вникнув в слова отрывка из 8-й главы книги Деяний святых апостолов. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Доппельгангер — так обычно именуют литературоведы тёмных двойников главных персонажей повествования. Тут можно вспомнить и Тень Шварца, и Чёрного человека Есенина, Боба — героя сериала «Твин пикс» Дэвида Линча. А мы только что столкнулись не с выдуманным, а реальным доппельгангером апостола Симона-Петра. Этого человека тоже звали Симон.
Носил он прозвище «волхв» (то есть маг, колдун) и зарабатывал на жизнь, совершая ложные чудеса. Он за деньги поражал воображение современников различными искусными фокусами. Симон жил в Самарии — области к северу от Иудеи — и стал вместе со многими другими местными обитателями свидетелем проповеди диакона Филиппа.
Поражённый могуществом Божиим, волхв даже крестился от рук святого. Но не для того, чтобы стать искренним христианином, а чтобы открыть для себя новые области и возможности для заработка. Когда в город Симона пришли апостолы Пётр и Иоанн и начали возлагать на людей руки, совершая исцеления, Волхв решил купить у учеников Христовых чудесные способности. На взятку он не поскупился, предполагая, что все затраты отобьются в будущем.
Апостолы отказались от денег, указали на греховность стремлений Симона — ведь сами они никогда не делали благодать Божию средством заработка. Ученики Христовы служили Богу и людям искренне и бескорыстно. И, если брали пожертвования, то только в особых случаях. Как, например, апостол Павел получал деньги только от христиан города Филиппы, потому что эти люди жертвовали от чистого сердца, искренне благодаря Павла за его труды и ничего не прося в ответ.
Но вернемся к чтению. Итак, один Симон (Божий) обличил другого Симона, служителя страстей. Волхв, как кажется, покаялся, но членом Церкви так и не стал. Посчитал, видимо, что это может повредить его привычной работе. Имя Симона Волхва закрепилось в церковной истории самым печальным образом. В честь этого человека был назван тяжкий грех — симония, то есть покупка благодати Святого Духа. В первую очередь, речь идёт о рукоположении или поставлении на церковную должность за деньги.
Но проявлением симонии также является любое совершение таинств и обрядов по корыстным соображениям, а не ради спасения человеческой души. Симония карается церковными законами (канонами) самым тяжёлым образом. Но это, к сожалению, в последующей истории не останавливало желавших торговать благодатью Святого Духа. Можно вспомнить тяжелейшие периоды существования Римской, Константинопольской церквей. В Русской Церкви о недопустимости симонии предупреждал Владимирский собор 13 века. Каждый православный священник должен помнить об опасности симонии. Ведь этот грех неминуемо приведёт к отпадению от Церкви. Не остался в Церкви Симон Волхв. Не будет в ней и места для того, кто последует его примеру, превратившись из истинного пастыря Церкви в его тёмного двойника.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«В первую очередь нам нужно любить Бога, ведь Он для этой временной жизни подарил нам такую большую, удобную землю»
Равноапостольный Косма Этолийский проповедовал христианство народам Восточной Европы во второй половине 18 века. Это был период Османского владычества. Просветительскую деятельность монах Косма вёл в наиболее проблемных регионах, там, где шёл массовый переход православного населения в ислам. Миссионер сталкивался с непониманием и враждебностью местных жителей. Где-то его побивали камнями, где-то изгоняли из села. Проповедник осознавал, что люди, которые десятилетиями не ходили в церковь, не слышали слов Священного Писания, не могут сразу воспринять учение Христа. Но не унывал и продолжал искать к ним подход. В течение двух лет Балканы стали его аудиторией. Равноапостольный Косма Этолийский так говорил своей пастве:
«В первую очередь нам нужно любить Бога, ведь Он для этой временной жизни подарил нам такую большую, удобную землю. А что мы должны взамен? Ничего. Всё Бог дал нам даром. При том, что мы согрешаем тысячу раз в час, Он, как отец, нас милует. Ждёт, что раскаемся, прекратим совершать беззакония и начнём творить добро».
Все выпуски программы Слова Святых
«Всякий человек, стоящий у великого дела, должен быть призван свыше»
Заслуги святителя Луки Крымского в области хирургии имели общемировое значение. Будучи архиепископом, он продолжал оперировать. Многие врачи и студенты мединститута стремились увидеть его работу своими глазами. Шли разговоры, что владыка делает операции совершенно необычно, не так, как все. По словам очевидцев, святитель Лука проводил хирургическое вмешательство в архиерейском облачении, сверху надев белый халат и шапочку. Перед началом архиерей вместе с ассистентами читал молитву «Отче наш». Крестил больного, рисовал ему йодом большой крест на теле. Некоторые трудные операции святителя, закончившиеся успешно, нельзя объяснить только врачебным искусством. Даже неверующие коллеги признавали в нём хирурга от Бога. Святитель Лука Крымский тоже это понимал и так говорил:
«Всякий человек, стоящий у великого дела, должен быть призван свыше; не только архиерей, поставляемый Богом пасти народ Божий, но и все великие политические деятели, имена которых отмечены в истории; и все великие деятели науки, философии, искусства — все они отмечены призванием от Бога».
Все выпуски программы Слова Святых