Образы библейских святых встречаются на страницах многих литературных произведений — древних и современных.
Сегодня мы говорим о святой равноапостольной Марии Магдалине и романе польского писателя Густава Даниловского «Мария Магдалина».
В Евангелии от Луки и от Марка говорится, что Мария Магдалина, родом из галилейского города Магдала, была одной из верных учениц Христа. Она присутствовала на Голгофе во время казни Иисуса, была свидетельницей погребения своего Учителя и первой увидела воскресшего Христа. Это то, что известно о Марии Магдалине из Библии. В Православии она почитается как одна из святых жён-мироносиц.
В католической традиции Марию Магдалину принято отождествлять с той самой безымянной блудницей из Евангелия, о которой Христос сказал: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень».
Известный польский писатель конца 19 - начала 20 века Густав Даниловский в своём романе «Мария Магдалина» тоже придерживается этой версии.
ДАНИЛОВСКИЙ:
На опустевшей, залитой солнцем площади остались только Иисус и дрожавшая, как тростинка, Мария. Остолбенев, не понимая, что произошло, сквозь слёзы, застилавшие её глаза, она видела, как в тумане, его сияющие торжеством, горевшие ещё огнём вдохновения глаза и услыхала как бы доносившийся издалека мелодичный голос:
— Женщина, где твои обвинители? Никто не осудил тебя?
— Никто, господин! — ответила она сквозь сжимавшие её горло рыдания.
— Никто? — повторил Иисус. — И я не осуждаю тебя. Возьми, покрой свои растерзанные одежды. — Он набросил ей на плечи свой плащ и добавил мягким голосом, прозвеневшим нежным аккордом в её сердце:
— Иди и впредь не греши!
За много веков образ Марии Магдалины, верной ученицы и спутницы Иисуса Христа, трактовался по-разному.
Согласно католической традиции (а ей следует и польский романист Густав Даниловский) Мария была сестрой Лазаря и Марфы, принимавших Иисуса Христа в своём доме в Вифании.
Католики отожествляют Марию Магдалину с евангельской безымянной грешницей, омывшей благовонным миром ноги Христу в доме Симона фарисея.
Эта сцена есть и в романе Густава Даниловского «Мария Магдалина».
ДАНИЛОВСКИЙ:
Подняв лицо, Иисус смотрел прямо перед собой, и Марии казалось, что он видит её и улыбкой своей призывает её к себе.
Как вихрь, ворвалась Мария в комнату и с криком: «Спаситель!» упала к его ногам. Роскошные руки в золотых запястьях охватили его колени, прекрасная голова склонилась к глиняному полу.
Удивление охватило всех, и вдруг чудный, одуряющий запах наполнил комнату; Мария вылила розовый бальзам на ноги Иисуса, сорвала со своей головы сетку и заревом распустившихся волос, вздрагивая от переполнявших её грудь рыданий, стала вытирать ими усталые ноги Иисуса.
На примере главной героини романа автор показывает, что есть красота внешняя и другая — духовная.
Роман Густава Даниловского «Мария Магдалина», впервые опубликованный в 1912 году во Львове, рассказывает о духовном перерождении Марии из Магдалы после встречи с Христом.
Центральным эпизодом романа является момент, когда Мария Магдалина хлопочет перед Понтием Пилатом об освобождении Христа и защищает Учителя от фарисеев:
ДАНИЛОВСКИЙ:
— Господин, — начала Мария, — я не слыхала, что говорили они, но уверена, что они клеветали на него. Они ненавидят его, потому что он обличает их фальшь и лицемерие. Сами погрязшие в пороках, они не могут вынести того, что на нём нет ни одного позорного пятна. Господин, он воскресил из мёртвых брата моего, вернул девичество сердцу моему... Многих бесноватых и беспамятных излечил, падших ободрил, печальным вернул веселие, заблудившимся в сложных делах мира сего указал праведный путь.
Эта вымышленная автором речь Марии перед Понтием Пилатом — может быть, самое сильное место в романе Густава Даниловского «Мария Магдалина», в котором показана преображающая сила христианства.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема