Однажды один человек сказал мне: «Не пойму я вас, православных! Зачем вы поститесь? Долго-долго соблюдаете пост, отказываетесь от вкусной еды … Я не думаю, как говорят некоторые, что вы – мрачные изуверы, отвергающие радости жизни, потому что как только кончается пост и наступает Рождество или Пасха – вы тут же с радостью садитесь за стол, и стол у вас так и ломится яствами и вином. Но зачем тогда пост?.. Просто обряд, который соблюдается, потому что «так положено по традиции»?
Конечно, мы – не мрачные изуверы, ответил я ему. Христиане вовсе не отвергают мир и все то, что в нем вкусно и приятно. По самой главной причине: потому что всё хорошее в мире – сотворено Богом на радость человеку. Именно «радость» тут – ключевое слово. А потому умеренность и воздержание – немаловажное дело, чтобы эту радость не испортить. Вот для этого и пост – научиться умеренности и воздержанью, чтобы уметь наслаждаться дарами Божьими во всей полноте и благодарить за них.
И еще один смысл есть у поста: научиться жить так, чтобы всеми этими дарами, вкусными и приятными, владеть – но чтобы они не овладели нами. Без еды невозможно жить человеку – но страсть обжорства способна довести человека до забвения его человеческого облика. Прекрасная вещь вино, плод лозы виноградной, без него бывает скучна застольная беседа, оно согревает и веселит сердце человека! Но страшно бывает, когда не человек владеет вином, а вино начинает владеть им при помощи пьянства… И так в отношении ко всем житейским удовольствиям: они радуют нас, но лишь до тех пор, пока мы не становимся их рабами. Тренировке в обретении свободы и способствует христианский пост.
В одной из книг Библии рассказывается о трех юношах¸ которых звали Анания, Азария и Мисаил. Они были почитателями Бога и соблюдали все Его заповеди, в том числе – и заповедь о посте. Вавилонский царь пытался заставить их забыть о Боге и за их упорство бросил их в пылающую печь. Как рассказывает Библия, юноши и посреди огня держались стойко. Божий Ангел сохранял их от смерти, а они – нет, не молили царя о пощаде, и не проклинали своих врагов, а радостно славили Бога за всё-всё, что Он создал в мире:
«Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки.
Благословите, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите Господа, все произрастания на земле, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, источники, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ...
Как радостно и легко бывает нам, когда нам удается сохранить в себе свободу от пьянства и объедения, зависти и ненависти, похоти и мрачного уныния, неблагодарности и нелюбви! И, садясь с друзьями за праздничный стол, мы тогда вполне можем спеть: «Благословите Господа хлеб и вино, пряный сыр и румяный бифштекс, огонь в камине и снег за окном, веселая шутка и крепкая дружба, пойте и превозносите Его во веки!»
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема