21 ноября. О соработничестве Богу ангелов и людей
Сегодня 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
О соработничестве Богу ангелов и людей — священник Алексий Дудин.
Мы все прекрасно знаем, что Господь сотворил ангельский мир даже до того, как Он сотворил мир человеческий. Ангелы отличаются от людей. Отличаются прежде всего тем, что сейчас, на данный момент, они не могут согрешить.
Каждый человек, живя здесь, на Земле, может или исполнить, или не исполнить волю Божию. Ангелы же обладают благодатью служить Богу без размышления, без промедления и без измены Ему.
Пророк Давид сказал, что мы мало чем умалены от этих ангелов. И действительно, это умаление заключается лишь в том, что здесь, на Земле, до того, как мы закончим свой земной путь, мы склонны к борениям и слабостям. Мы склонны к падениям, но имеем возможность и восстать.
И в этом отношении ангелы являются соучастниками в деле нашего спасения. Как вы все знаете, Господь крещёному человеку даёт ангела-хранителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 ноября. О духовном покровителе налоговой службы

Сегодня 21 ноября. День работников налоговых органов России.
О духовном покровителе налоговой службы — священник Николай Конюхов.
Известно, что апостол Матфей был мытарем. Чем они занимались? Они собирали налоги в пользу римского кесаря, поэтому иудеи их не любили и устраивали им обструкции: не разговаривали с ними, не пускали их в синагогу и не садились за один стол с ними поужинать.
Тем не менее, Господь избрал вот этого сборщика налогов своим апостолом. И мы знаем, что Матфей — это один из авторов Евангелия, повествования о Господе Иисусе Христе. И его классически все работники налоговой службы считают своим небесным покровителем, молятся, чтобы он благословил их.
Как в своё время Иоанн Предтеча говорил, когда мытари спрашивали: «А что нам делать?» — он говорил: «Не берите сверх должного». То есть, будьте честными, нелицемерными, будьте добрыми и благородными. Чего мы с любовью желаем всем, кто отмечает свой профессиональный праздник.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 305 зач., II, 2-10.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Конечно же, вы знаете смысл значения слова — «капитуляция». Возможно, вам также знаком однокоренной богословский термин — а именно «рекапитуляция». Именно вокруг этого понятия и идёт речь в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 2.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
«Капитуляция» и «рекапитуляция». Оба слова — вокруг одного и того же корня — caput — «глава», отсюда произошло capitulum — «пункт» или «главка», «раздел». В военном жаргоне Средневековья «capitulare» стало значить составить договор по пунктам (capitula), а потом — «сдаться на условиях». В античном понимании caput — не просто анатомическая «голова», а начало и принцип (ἀρχή). Капитуляция — потеря архэ, утрата ориентации. Рекапитуляция — возвращение к архэ, к первообразу. Учение святого Иринея Лионского о recapitulatio (ἀνακεφαλαίωσις) — одно из самых глубоких и влиятельных в раннехристианском богословии. Оно напрямую связано с только что прозвучавшим чтением. Recapitulatio переводится как «возглавление», «сведение во главу», или «собирание под одного главой». Священномученик Ириней пишет, что Христос возглавил в Себе всё творение — человека, историю, материю, время, саму природу.
Главная мысль Иринея звучит так: «Что не принято, то не исцелено». Христос принимает всё человеческое — от рождения до смерти — чтобы всё исцелить. Христос не просто отменяет грех — как можно было бы думать в юридической модели искупления — а воссоздаёт саму природу человека: «Христос, пройдя все возраста человеческой жизни, восстановил в Себе человека целостно — младенца, отрока, юношу, мужа — чтобы освятить все».
Но апостол Павел — а следом за ним и священномученик Ириней — не ограничивают плоды спасения, совершённого Христом, исключительно человечеством: они простираются на весь космос, на всё мироздание. Христос становится всеобъемлющим центром космоса, вокруг которого собирается всё, что было разорвано грехом. Другими словами, во Христе начинается процесс обновления всей твари, утратившей после греха Адама связь с первоисточником всего бытия — Богом.
И отсюда становятся понятными слова апостола, когда он говорит о Христе как о Том, Кому Бог «покорил всё под ноги Его»: «пересборка» всего бытия могла осуществиться только при непосредственном, внутреннем участии Бога — и прежде всего через полноценное погружение в страдание и саму смерть.
Вот каков Бог христиан — входящий в самую гущу человеческой жизни, не останавливающийся ни перед чем — ради того, чтобы каждому человеку дать реальную возможность осуществить изначальный Божественный замысел и через «пересборку» во Христе — Распятом и Воскресшем — вывести всё творение к славе возлюбленных детей Божиих!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







