Случается, что родные готовят ребёнка к определённой роли или профессии, считая, что сделают правильный выбор, однако внезапный поворот судьбы может показать, что они ошибались. Главное в такой ситуации – суметь увидеть в таком повороте Промысел Божий и сделать правильные выводы…
Пётр Первый Пéтрович, правитель Черногории на рубеже 18-19 веков, прозванный Цéтинским, был по местной традиции архиереем - митрополитом-владыкой. У него не было собственных детей, и он должен был назначить себе наследника из небольшого рода Нéгошей, который правил страной на протяжении долгих лет.
Выбирал Пётр очень долго. Ошибиться он не имел права – зависимая Черногория находилась в тяжёлом положении, на неё постоянно нападали враги. С одной стороны – Османская империя, с другой – Франция и Австрия. Раздирали государство и внутренние противоречия. Управлять им мог лишь человек умный и решительный, с твёрдой рукой и несгибаемой волей. Пётр встал во главе Черногории в смутное время, когда страна была обескровлена после правления самозванца. Митрополит-владыка многое сделал для своего народа, восстанавливал государство и противостоял врагам. Пётр отлично представлял, с чем придётся столкнуться его наследнику, и не желал такой судьбы ни одному из родственников.
В конце концов, его выбор пал на племянника Георгия, которого с детства готовили к роли главы государства. Казалось, юноша прекрасно подходит под все требования: он храбрый, умный, самостоятельный, неравнодушный к судьбе родины. Смущало только его чрезмерное увлечение военными науками. Но разве это помеха? Наоборот, подспорье, ведь Черногория постоянно сражалась за свою независимость. Пётр долго присматривался к Георгию и решил, что лучше правителя для страны не найти. Юношу начали готовить к будущему служению и отправили в Россию, главную союзницу Черногории, для специального обучения.
Через некоторое время от Георгия пришло письмо. Он сообщал, что наконец-то принял собственное решение и отказывается от черногорского престола. Гораздо ближе ему была военная служба, и юноша предпочёл карьеру офицера, посвятив себя армии. Читая его письмо, владыка Пётр грустно улыбался. Георгия никогда не спрашивали, чего он хочет, хотя юноша отличался своенравностью. К счастью, он сам понял, что роль правителя ему не подходит, и нашёл для себя лучший путь. А митрополит Пётр не стал настаивать на своём, увидев в отказе Георгия волю Божию. Теперь владыка-правитель не сомневался, что преемником должен стать другой племянник – Рáдивой.
Такой выбор мог показаться крайне странным. Радивой родился в селе Нéгуши, в семье крестьян, хотя его отец был из правящего рода. До двенадцати лет мальчик пас овец и даже не думал об иной судьбе, кроме крестьянской. Но в один миг вся его жизнь переменилась.
На предложение дяди Радивой ответил согласием. Скептики сомневались в способности такого молодого человека стать хорошим правителем. Однако митрополит Пётр, заглядывая в его огромные, такие детские и невинные глаза, видел необычайную стойкость и целеустремлённость. Доверившись промыслу Божию, на сей раз владыка не ошибся. Радивоя отправили в монастырскую школу, и за какой-то год он, не умевший читать и писать, обогнал в учении всех сверстников. Затем мальчик вернулся к дяде и провёл рядом с ним три года, постигая мудрость государственного управления.
Митрополит Пётр Цетинский, искренне беспокоящийся о Черногории, умирал спокойно. Он знал, что у него поистине достойный преемник. После смерти дяди семнадцатилетний Радивой принял монашество с именем Пётр и взошёл на престол. Он никогда не обманывал надежд дяди. Пётр Второй продолжал его дело и защищал страну от захватчиков, пытался излечить само сердце государства. Он открывал школы и типографии, укреплял границы, учреждал новые, более современные органы правления.
Благодаря своей обширной деятельности, направленной на благо страны, Пётр Второй, как и его дядя Пётр Цетинский, считается одним из величайших правителей Черногории. Кстати говоря, великим политиком и правителем стал и двоюродный внук Петра Второго – первый король Черногории Никола Пéтрович-Нéгош, прозванный «тестем Европы». Две его дочери вышли замуж за великих князей из дома Романовых. На рубеже 19-20 веков он умело правил страной, долгое время сохранял в невероятно сложных условиях её независимость. Впрочем, это уже отдельная семейная история.
Митрополит Пётр Цетинский сегодня почитается Сербской православной церковью в лике святых, а его нетленные мощи находятся в Цетинском монастыре. Обсуждается вопрос и о канонизации Пётра Второго Петровича-Негоша. История рода Нéгошей ярко свидетельствует о том, какие удивительные благотворные последствия не только для своей семьи, но и для целого государства, для Церкви могут быть всего лишь у одного верного решения, принятого не из желания настоять на своей родительской воле, а из любви к ребёнку и доверию воле Бога.
Храм великомученика Никиты в селе Софьино
Примерно в пятидесяти километрах на юго-восток от шумной столицы, на правом берегу Москвы-реки, раскинулось село Софьино. Въезжаешь туда, свернув со всегда оживлённой трассы М5 «Урал» и попадаешь на узенькую асфальтированную дорогу. По обеим её сторонам — уютные домики, из-за заборов которых свешиваются ветви яблонь и рябин, а на живописном холме высится белая церковь с серебряными куполами — храм великомученика Никиты.
По преданию, Софьино принадлежало когда-то супруге московского князя Василия Первого, сына Дмитрия Донского — Софье. Первое документальное упоминание о селе датируется 1453-м годом. По всей вероятности, деревянный храм в нём к этому времени уже существовал и простоял вплоть до конца 18-го столетия. В документах государственного осмотра села за 1680-й год есть запись: «в Софьине церковь деревянная, изстари, строение старое, ветха». Каменный храм с колокольней и трапезной на её месте построили в 1770-м, по особому разрешению императрицы Екатерины Второй силами и средствами местных жителей. Величественная пятиглавая церковь, в архитектуре которой одновременно прослеживались черты московского барокко с его декоративными элементами, и классицизма со строгими линиями, была освящена в честь великомученика Никиты Готфского, с пределом в честь пророка Божия Илии. Она собирала в своих стенах верующих из Софьина и окрестных селений вплоть до 1939-го года.
Советская власть закрыла Никитский храм. В нём расположились мастерские сельской школы. В колокольне устроили склад удобрений. Колокола сбили и сбросили в овраг позади храма. Потом церковь долгие годы пустовала, зарастала кустами и деревьями и постепенно разрушалась. В таком виде и досталась она общине верующих села Софьино в 1991-м году. Софьинцы восстановили свой храм и даже подняли из оврага язык сброшенного туда когда-то колокола. Он лежит теперь на территории церкви, как напоминание о трагическом прошлом. Под сводами храма снова зазвучали молитвы и люди потянулись сюда, чтобы поклониться святыням. В церкви села Софьино хранится список с Новоникитской иконы Божьей Матери, которая, по древнему преданию, явилась во сне великомученику Никите Готфскому. А ещё в храме есть уникальный животворящий так называемый «Семейный крест», составленный из икон благочестивых супружеских пар: Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы, Адриана и Наталии, Петра и Февронии, Кирилла и Марии, императора Николая Второго и императрицы Александры Фёдоровны. Перед софьинским Семейным крестом молятся о деторождении и крепости семейных уз.
Все выпуски программы ПроСтранствия
19 ноября. Об ответственности христианина перед Богом
В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кому много вверено, с того больше взыщут».
Об ответственности христианина перед Богом — священник Александр Сапунов.
Всевышние слова, сказанные в Евангелии от Луки: «Кому много вверено, с того больше взыщут», — говорят нам о том, что каждый человек несёт ответственность за последствия реализации своих способностей и талантов. Под талантами мы можем подразумевать абсолютно разные вещи: это умение вести своё дело, успехи в творческом пространстве, успехи в научном мире и в обучении.
Святитель Лука Крымский так размышляет об этом в евангельском отрывке: «Какой ответ даст каждый из тех, кому дан большой ум, воля, глубина разумения, знания, силы духовные?» И ведь действительно, у любого таланта есть своя обратная сторона. То есть велик риск вложить его не в вечность, а во временное и преходящее.
Но как не допустить этой ошибки, этой неправильной реализации? Евангелие даёт нам следующий ответ: «Через служение ближним, а уже через служение ближним — и Самому Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема
19 ноября. О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда».
О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей — игумен Лука (Степанов).
Бог не действует в той душе, которая не потрудилась избавить себя от последствий действия страстей. Человеческой воле дано захотеть, а божественной силе — осуществить освобождение от всякой греховной зависимости. Только так потрудившийся в своём собственном устремлении к очищению и оказывается избранником Божиим и местом благодатного божественного присутствия.
Блуд же, как и всякие плотские грехи, совершаемые и действием, и расположением сердца, оказывается причиной совершённого внутреннего беспорядка. Когда душевное в человеке подчиняется плотскому, о чём ещё ветхозаветный пророк сказал о народе, порабощённом чувственными грехами: «Люди, не может Дух Мой пребывать в них, поскольку они плоть».
Так вот, преобразить себя из состояния плоти в состояние одушевлённое и одухотворённое возможно только при сердечном, искреннем покаянии во всяком своём плотском грехопадении.
Все выпуски программы Актуальная тема








