Случается, что родные готовят ребёнка к определённой роли или профессии, считая, что сделают правильный выбор, однако внезапный поворот судьбы может показать, что они ошибались. Главное в такой ситуации – суметь увидеть в таком повороте Промысел Божий и сделать правильные выводы…
Пётр Первый Пéтрович, правитель Черногории на рубеже 18-19 веков, прозванный Цéтинским, был по местной традиции архиереем - митрополитом-владыкой. У него не было собственных детей, и он должен был назначить себе наследника из небольшого рода Нéгошей, который правил страной на протяжении долгих лет.
Выбирал Пётр очень долго. Ошибиться он не имел права – зависимая Черногория находилась в тяжёлом положении, на неё постоянно нападали враги. С одной стороны – Османская империя, с другой – Франция и Австрия. Раздирали государство и внутренние противоречия. Управлять им мог лишь человек умный и решительный, с твёрдой рукой и несгибаемой волей. Пётр встал во главе Черногории в смутное время, когда страна была обескровлена после правления самозванца. Митрополит-владыка многое сделал для своего народа, восстанавливал государство и противостоял врагам. Пётр отлично представлял, с чем придётся столкнуться его наследнику, и не желал такой судьбы ни одному из родственников.
В конце концов, его выбор пал на племянника Георгия, которого с детства готовили к роли главы государства. Казалось, юноша прекрасно подходит под все требования: он храбрый, умный, самостоятельный, неравнодушный к судьбе родины. Смущало только его чрезмерное увлечение военными науками. Но разве это помеха? Наоборот, подспорье, ведь Черногория постоянно сражалась за свою независимость. Пётр долго присматривался к Георгию и решил, что лучше правителя для страны не найти. Юношу начали готовить к будущему служению и отправили в Россию, главную союзницу Черногории, для специального обучения.
Через некоторое время от Георгия пришло письмо. Он сообщал, что наконец-то принял собственное решение и отказывается от черногорского престола. Гораздо ближе ему была военная служба, и юноша предпочёл карьеру офицера, посвятив себя армии. Читая его письмо, владыка Пётр грустно улыбался. Георгия никогда не спрашивали, чего он хочет, хотя юноша отличался своенравностью. К счастью, он сам понял, что роль правителя ему не подходит, и нашёл для себя лучший путь. А митрополит Пётр не стал настаивать на своём, увидев в отказе Георгия волю Божию. Теперь владыка-правитель не сомневался, что преемником должен стать другой племянник – Рáдивой.
Такой выбор мог показаться крайне странным. Радивой родился в селе Нéгуши, в семье крестьян, хотя его отец был из правящего рода. До двенадцати лет мальчик пас овец и даже не думал об иной судьбе, кроме крестьянской. Но в один миг вся его жизнь переменилась.
На предложение дяди Радивой ответил согласием. Скептики сомневались в способности такого молодого человека стать хорошим правителем. Однако митрополит Пётр, заглядывая в его огромные, такие детские и невинные глаза, видел необычайную стойкость и целеустремлённость. Доверившись промыслу Божию, на сей раз владыка не ошибся. Радивоя отправили в монастырскую школу, и за какой-то год он, не умевший читать и писать, обогнал в учении всех сверстников. Затем мальчик вернулся к дяде и провёл рядом с ним три года, постигая мудрость государственного управления.
Митрополит Пётр Цетинский, искренне беспокоящийся о Черногории, умирал спокойно. Он знал, что у него поистине достойный преемник. После смерти дяди семнадцатилетний Радивой принял монашество с именем Пётр и взошёл на престол. Он никогда не обманывал надежд дяди. Пётр Второй продолжал его дело и защищал страну от захватчиков, пытался излечить само сердце государства. Он открывал школы и типографии, укреплял границы, учреждал новые, более современные органы правления.
Благодаря своей обширной деятельности, направленной на благо страны, Пётр Второй, как и его дядя Пётр Цетинский, считается одним из величайших правителей Черногории. Кстати говоря, великим политиком и правителем стал и двоюродный внук Петра Второго – первый король Черногории Никола Пéтрович-Нéгош, прозванный «тестем Европы». Две его дочери вышли замуж за великих князей из дома Романовых. На рубеже 19-20 веков он умело правил страной, долгое время сохранял в невероятно сложных условиях её независимость. Впрочем, это уже отдельная семейная история.
Митрополит Пётр Цетинский сегодня почитается Сербской православной церковью в лике святых, а его нетленные мощи находятся в Цетинском монастыре. Обсуждается вопрос и о канонизации Пётра Второго Петровича-Негоша. История рода Нéгошей ярко свидетельствует о том, какие удивительные благотворные последствия не только для своей семьи, но и для целого государства, для Церкви могут быть всего лишь у одного верного решения, принятого не из желания настоять на своей родительской воле, а из любви к ребёнку и доверию воле Бога.
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе