Купечество занимает в истории нашего города особое место. Именно это славное сословие подарило Самаре сотни архитектурных шедевров – деревянные узорные терема, роскошные каменные палаты, величественные храмы. Но что еще ценнее – купцы умели доверять, жертвовать и помогать. Они создали в городе особую культуру, в которой честное слово значило больше, чем любая заверенная расписка. Одним из самых достойных носителей этой культуры был городской голова Петр Семенович Субботин.
Родоначальник самарского купеческого клана Субботиных, Семен Устинович, был родом, предположительно, с верховий Волги. Он смог нажить состояние, которое позволило в дальнейшем его сыну Петру и внуку Андрею основать свое предприятие – торговый дом, который так и назывался – «Семёна Субботина сын и внук». Занималась эта организация в основном, хлебной торговлей и мукомольным производством.
Главенствующая роль по старшинству и по складу характера принадлежала Петру Семеновичу Субботину. Дела долгое время шли замечательно. К середине восьмидесятых годов девятнадцатого века Субботины были совладельцами двух паровых мельниц и Жигулевского пивоваренного завода, в их собственности было восемьдесят хлебных амбаров, сорок барж и пять пароходов, один из которых назывался «Петя». Авторитет Петра Семеновича в России был так велик, что сам министр финансов приглашал его на заседание Государственного совета в качестве эксперта. В родном городе его знали как человека исключительно честного и порядочного. Самарцы не раз избирали Субботина гласным Городской думы – то есть, ее членом с правом решающего голоса, а затем и городским головой.
Такое отношение к себе Петр Семенович стяжал не только благодаря своим деловым качествам. Не менее он известен как один из самых щедрых самарских благотворителей. На его средства обучались тридцать малоимущих воспитанниц женского училища, он был одним из трех меценатов, чьими усилиями открылся приют для детей, осиротевших после русско-турецкой войны. Субботин много лет содержал хор архиерейского собора. А уж беднякам, оставшимся ни с чем после пожаров, обрушившихся на Самару в конце века, он и вовсе помогал без счета.
Позднее, когда Петр Семенович уже потерял свое состояние, «Самарская газета» писала: «…такие люди, как Субботин, не могут жить только собственным благополучием. Он никогда не делал доброго дела наполовину; он если уж жертвовал, то жертвовал в полном смысле этого слова – безвозвратно, особенно во время народных бедствий. В такое время каждый бедный самарец смотрел на Петра Семеновича, как на спасательный круг». Вот такая память о человеке, наверное, важнее, чем память о том, каким количеством денег он обладал.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.