Москва - 100,9 FM

«Путь женщины». Прот. Артемий Владимиров

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

Наш собеседник — старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров.

Мы говорили о том, какие качества присущи истинной женщине, и в чем суть женской мудрости. Разговор шел о том, что значит любовь к себе, и как научиться любить себя и при этом не быть эгоистом.

Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова


А. Ананьев

— Накануне международного женского дня, дня праздника имени Клары Цеткин, как его называет Алла Митрофанова, сегодня в программе «Семейный час» с вами Алла Митрофанова —

А. Митрофанова

— И Александр Ананьев.

А. Ананьев

— И — о, настоящий праздник и подарок для всех девушек, женщин, слушательниц радио «Вера» — сегодня на наши заковыристые вопросы будет отвечать наш дорогой собеседник, духовник женского Алексеевского монастыря, член Союза писателей России, поэт, замечательный проповедник, протоиерей Артемий Владимиров. Добрый вечер, отец Артемий.

Прот. Артемий Владимиров

— Не подводите меня под монастырь. Добрый вам вечер.

А. Ананьев

— Здравствуйте. Сегодня с вашей помощью хотим написать портрет настоящей женщины. Поговорить о том, что делает женщину женщиной с большой буквы, тем образом, который задуман Господом. И какие преграды стоят между женщиной и ее предназначением, ее истинным предназначением. Хотя, мне кажется, что единственная преграда, которая стоит в жизни женщины между ней и ее личным счастьем, это мужчины, которые своим несовершенством лишают их всего того, что приготовил для них щедрый и всемилостивый Господь.

А. Митрофанова

— Ах, как это было бы просто: пойти по пути Адама и заняться, простите меня за выражение, переведением стрелок ответственности.

А. Ананьев

— Нет. Кстати, если бы Адам отвечал на этот вопрос, он бы сказал: «Сама виновата, ты сама нагрешила. А я ни при чем, я стоял в стороне».

А. Митрофанова

— Ну, женщины, действительно, сейчас часто говорят, что мы были бы другими, если бы рядом с нами были другие мужчины.

А. Ананьев

— Вот.

А. Митрофанова

— И вот здесь причинно-следственная связь для меня, наверное, совершенно неочевидна.

А. Ананьев

— Добрый вечер, отец Артемий.

Прот. Артемий Владимиров

— Только я хотел вмешаться в ваше милое супружеское воркование, как вы предоставили мне слово. С вашего позволения, я бы хотел бы задать высокую ноту вашему разговору — Бог есть любовь. И я вижу предназначение женщины, преимущественно женщины, в том, чтобы эту любовь, воистину божественную любовь, в которой нет эгоизма, себялюбия, переменчивости, аккумулировать, собирать в своей душе и транслировать, передавать, этой любовью освещать и согревать вселенную. Любимая моя героиня — сказочная — Герда, но ее пламенеющая любовь и сердце есть совсем не сказка, а отражение тех действительных судеб и тех качеств настоящей женщины, которые подмечал такой тонкий психолог и христианин, писатель Ханс Кристиан Андерсен. И как всегда бывает больно и обидно видеть тех представительниц прекрасного пола, которые либо ошибаются в самом понятии любви, подменяя высокую любовь теми чарами, о которых и говорил почивший Михаил Михайлович Жванецкий. Либо бывает страшно видеть в сердце женщины, забывшей вовсе о своем предназначении и аккумулирующей в душе злобу этого мира, говоря то, что самые страшные бараки и лагеря и тюрьмы это женские, снабженные женщинами, надзирательницами. Итак, предназначение женщины — обрести в сердце живое единение с неподвижным Солнцем любви — Христом. Предназначение женщины — раскрыть свое сердце, чтобы Любовь, распятая и воскресшая, поселилась в нем, в женском сердце. Предназначение женщины — «светить всегда, светить везде... вот лозунг твой и солнца». И, соответственно, в этом темном подлунном мире, где идет, увы, постоянная схватка добропорядочности и подлости, ненависти и любви, добра и зла, но делать этот мир несколько светлее, как пел настоящий мужчина Игорь Тальков. Мир есть только отражение наших чувств и наших глаз, преимущественно женских. И если мы добрее не станем, то и мир добрее не станет.

А. Митрофанова

— Отец Артемий, спасибо вам за такое высокое определение того, что есть женское предназначение. Если вы позволите, мне бы хотелось сейчас от этих высочайших эпитетов и материй обратиться к той реальности, к информационному фону, в котором мы...

Прот. Артемий Владимиров

— Вы считаете, что я кремлевский мечтатель?

А. Митрофанова

— (Смеется.) Нет, я думаю, что вы глубокий реалист. Однако, отец Артемий, если мы сейчас открываем какой-нибудь поисковик и вводим туда «что значит быть женщиной», вы знаете, практически 90 процентов сайтов, которые выплывут по запросу, они будут давать рекомендации и первым пунктом там среди этих рекомендаций будет момент «полюби себя». Вы знаете, я бы, наверное, вооружившись огнем и мечом, высекла бы всех этих авторов, если бы не видела, как действительно для женщины важна вот эта правильная любовь к себе. Но, вы знаете, здесь как раз та сфера, в которой, может быть, в сознании многих из нас, в проекции на наше сознание начинается конфликт между христианством и светской психологией. Светские психологи говорят, как важно женщине любить себя — ты любишь себя, и тебя полюбит весь мир, тебя примет мир, увидит твою красоту. А для нашего постсоветского, вот этого пытающегося быть христианским сознания, вообще любовь к себе это сродни какому-то эгоизму. И мы, женщины, очень часто неправильно понимаем, что же такое эта самая любовь к себе. Притом что женщины, которые настолько мудры и органичны и правильно внутри себя вот эту любовь размещают, они-то как раз действительно счастливы. Пожалуйста, вы могли бы объяснить, а в чем здесь секрет? Стоит ли женщине любить себя, и если да, то как правильно это делать, чтобы не наступать на эти грабли эгоизма?

Прот. Артемий Владимиров

— Благодарю вас. Слушая вас, я уже готовился сказать нечто, что просится на уста. Самое главное в этом призыве — не пойти на поводу у подмены и, собственно, найти точку опоры, что же есть правильная любовь, направленная вектором в глубину моей природы. Это, конечно, предназначение женщины. Оно высокое. Это предназначение Юпитера, а не козлицы. Это траектория, которая уходит в небо. Мы говорим о высокой любви. Предназначение женщины живо интересовало Николая Васильевича Гоголя. В одном из его последних произведений «Выбранные места из переписки с друзьями», где он прямо говорит о том, что судьба России в руках русской женщины. Достоинство женщины, конечно же, в ее целомудрии, в ее умении беречь себя для собственного земного счастья. Достоинство женщины в ее материнском служении, а мама — профессия героическая. И говоря старомодным языком, на алтарь отечества женщина призвана приносить свои материнские труды, с которыми не сравнить ни призвание блогера, ни призвание эффективного менеджера и всякую прочую современную белиберду. Итак, полюбить себя это значит, в высоком смысле, отринуть всё несообразное замыслам Божьим о женщине, как о священном сосуде, как о помощнице, равноправной помощнице своего мужа, как о продолжательнице рода, как об ангеле семьи, который приносит ежедневно свои чистые молитвы к Создателю о семейном мире, о благополучии, здоровье. Вот, наверное, если кратко. Безусловно, не хотел бы соскользнуть с этих рельс на тот грубый эгоизм, о котором вы намекнули, выражающийся в каком-то животном феминизме, вечной контрадикции, то есть противопоставлении себя мужскому началу. Поживу для себя, не нужно мне ни памперсов, ни пеленок, когда захочу, воспользуюсь «биоматериалом» и стану Мэри Поппинс, мамой без всякого мужа. Современная культура полна таких примеров расчеловечивания женщины, превращения ее в какого-то трансформера женского пола.


А. Ананьев

— Любимая цитата Ив Сен-Лорана для пользовательниц, я бы подчеркнул, социальных сетей: «Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит». И с этим трудно поспорить. «Семейный час» продолжается. Здесь Алла Митрофанова и Александр Ананьев. И духовник женского Алексеевского монастыря, протоиерей Артемий Владимиров. Очень тонкую струнку задела сейчас Алечка своим вопросом, отец Артемий. И я тоже сейчас сижу и думаю: если сейчас посмотреть на то, какие советы получают современные женщины, один из самых ярких советов — будь неотразимой. А чтобы быть неотразимой, почувствуй себя неотразимой. И вот есть такой совет: ты идешь по улице. Будь уверена в том, что ты самая красивая, самая стройная, самая желанная, самая элегантная. И, в принципе, если женщина вот так начнет не просто думать, а если она будет уверена в этом, то, действительно, все мужские взоры будут обращены к ней. И здесь вопросов нет с точки зрения психологии. А вот с точки зрения православия — насколько это уместно?

Прот. Артемий Владимиров

— Не только с точки зрения православия, а с точки зрения судебной криминалистики. (Смеются.) Представьте себе, есть такой термин — виктимное поведение (от слова «victim» — «жертва»). Ведь жизнь больших городов — это жизнь притонов, «малин», это квартиры, где собираются уголовники, жизнь людей из группы риска. И когда бедная девочка вооружается мыслью быть манком, мишенью, таким карасиком на крючке, живец называется — представляет ли она себе, выходя в сумерках в яркой белой одежде (вы упомянули черную одежду) или в распущенных, как у Анжелы Дэвис, волосах (я не против этого, но одно дело пляж, другое дело темные переулки), сколько не просто знойных, а агрессивных болезненных взоров может ее сопровождать? И как, увы, немало симпатичных и милых, легкомысленных и беззаботных юных существ было искалечено телесно или душевно только потому, что они усвоили некритично вот эту самую установку — будь неотразима и привлекательна. Иоанн Златоуст на это вам скажет, что женщина, которая несет в руках бокал с ядом с намерением кого-то отравить, даже если это ей не удалось, по факту все равно будет наказана за намерение. Так вот выставление сомнительных прелестей неизвестно для кого — у тебя есть муж, ему ты и должна нравиться и быть для него самой красивой Нефертити в мире. Такое намерение обольщать всю вселенную унижает призвание женщины. Тот же Иоанн Златоуст и говорил, что мера, уж простите, пожалуйста, мера женского бесстыдства познается по ее одеянию, и чем выше колен эта туника, тем ниже чувство ее социальной ответственности. Но я скорее отдаю вам речь, чтобы не показаться скучным Фамусовым, который только в состоянии плеваться, говоря: «О времена! О нравы!» («O tempora! O mores!»)

А. Митрофанова

— Отец Артемий, с вами, конечно, не поспоришь: чем выше юбка, тем, действительно, ниже социальная ответственность.

А. Ананьев

— Почему? Я в своей жизни дважды встречал целомудренных высоконравственных особ в одеяниях, описанных отцом Артемием. Так что не всё так однозначно.

А. Митрофанова

— Действительно, так может быть. И женщина, которая эффектно выглядит на улице, далеко не всегда со вкусом одета. Это всегда видно и чувствуется, когда подобраны детали, аксессуары, и женщина с каким-то невероятным достоинством шествует по улице. В ее намерения совершено не входит желание привлекать особенно социально низкие слои населения...

А. Ананьев

— А помнишь, как женскую красоту определил наш хороший друг, замечательный крупный адвокат? Он определил женскую красоту следующим образом: женская красота это не то, что стараются показать, женская красота — это то, что невозможно спрятать.

А. Митрофанова

— Вот, пожалуй, да. Я бы, наверное, с этим согласилась. Мне кажется, что это более точно. И следствием того, что ты не можешь это спрятать, становится и твой гардероб, и твой внешний вид. И гораздо более глубинные вещи, связанные, например, с отношениями с Богом и отношениями с мужем. Не знаю, отец Артемий, как вы отнесетесь к мысли, высказыванию замечательного исследователя творчества Федора Михайловича Достоевского, Татьяны Александровны Касаткиной. Я не берусь сейчас за точность цитаты, но мысль ее, человека, который на уровне свободного цитирования владеет текстами романов Достоевского и очень глубинно и с каждым годом глубже и глубже погружается в эти смыслы, она отмечает удивительную деталь. Она говорит, что распространено мнение, что Достоевскому не удаются женские образы. Она с этим мнением не согласна, она отмечает: Достоевский, напротив, очень тонко чувствует женскую природу и женщину изображает совершенным, завершенным человеком. Завершенным. Будь то даже Сонечка Мармеладова или Настасья Филипповна — они завершенные. Они могут быть ранеными, но они в своей полноте завершены. А мужчина у Достоевского — это тот, кто в пути. И в этом смысле... Может быть, это всего лишь мнение, точка зрения, но мне она любопытна. Я пытаюсь понять, а действительно ли мы, женщины, появляемся на свет завершенными существами, которые в дальнейшем имеют важнейшую задачу раскрывать в себе свой потенциал. Но в отличие от мужчин мы, что называется, не покоряем и не должны покорять очередные эвересты и ставить перед собой очередные задачи, а заниматься вот этим раскрытием божественных талантов и даров, которые в нас уже заложены.

Прот. Артемий Владимиров

— Высоко витает, дорогой Александр, ваша супруга. И мы с вами, представители сильного пола, слушаем ее вопрошение и скромно тупим носы, то есть прячемся куда-то за подушки дивана, потому что, как однажды сказала слушательница, в народе простом стоявшая, обратившись к Златоусту — епископ Константинопольский вещал с высокой кафедры и эта простая женщина сказала: «О, Иоанн, слушать тебя наслаждение, но если можно, немножко попонятнее». (Смеются.) Но, кажется, я уловил смысл вопроса и он, конечно, очень глубок. Посмотрите, скажем, телесная природа. Вот, мы рождаемся, как малыши, но по Божьей премудрости, скажем, в девочку уже заложены Творцом какие-то коды, в соответствии с которыми девочка превращается в малышку, отроковицу, девушка-подросток — есть такие слова. Наконец, девица. И вот, она входит уже в пору, если выбирает путь семьи, материнства, раскрываются мало-помалу в ней все качества и функции, которые вложены в нее Творцом, как в продолжательницу рода. Думаю, что и душа человеческая и женская душа, как бутон, призвана раскрываться. Но если в физическом плане это свершается словно само собою, благодаря витальной силе, в нас вложенной, то в плане душевном, духовном, с нашей стороны, со стороны всякой девочки, отроковицы нужны постоянные сознательные усилия, как сам Христос говорит: «Царство Небесное берется силою». Усилием. Притом что эти усилия не слепые, а усилия в достижении идеала. Идеал — во Христе, идеал — в Матери Божьей. И совершается это раскрытие душевных, духовных качеств, конечно, при содействии нам Божественной благодати. В этом смысле, думаю, что судьба каждой женщины — это именно спираль, это траектория, уходящая в небо, это всегда движение вверх. Замечено, что женщина, отказавшая себе в нравственном развитии, падает вниз и совершается это падение, как правило, гораздо быстрее, чем у мужчины. Мужчина это гораздо более жесткая статичная форма. Пороки, возобладавшие у женщины, расчеловечивают ее ужасней и быстрее, чем это бывает у мужчин. И напротив, если импульс имеется через домашнее воспитание, через внутреннюю самоцель, если вектор задан — для нас с вами этот христианское совершенствование — то, безусловно, женщина, и я думаю, Александр Ананьев не сможет со мной не согласиться, это то же самое, что цветок, это остаток рая на земле. Нет ничего прекраснее милосердной и чистой девушки, нет ничего прекраснее материнства, раскрывающего все таланты, сокрытые в душе. Заметим, мы мужчину называем «сильный пол». Но силен и медведь, силен и бегемот. Сила иногда ужасает — пожары, землетрясения. А женщин мы называем «прекрасный пол». Действительно, в женских качествах — от целомудрия до жертвенной любви — как будто бы сам Творец являет Себя в своих совершенствах.
И пусть умножается число наших радиослушательниц, радиособеседниц, которые после программы, осуществляемой под руководством Аллы Митрофановой и ее верного рыцаря, зададутся стремлением черпать от Христа смирение, радость, терпение, мужество, мудрость, мягкость, любовь, радость, премудрость. И взвращивая в себе эти цветы запоздалые, пусть они подносят эти букеты своим мужчинам, детям, отцам, мужьям. Потому что мы только зовемся сильным полом, на самом деле мы ищем точку опоры в женщине верной, любящей, радостной, сильной, хлопотливой, хорошей хозяйке, в таком бескрылом ангеле. И как мы с вами в прошлый раз до хрипоты до ночи выясняли и выяснили наконец, что настоящий мужчина это взращенный умной женщиной мальчик, отрок, юноша, так вот и сегодня мы вновь открыли колесо — всё хорошее на нашей планете свершается не без участия настоящей женщины. И как Дева Мария именуется Царицей Неба и Земли, я, повернувшись спиной к Розе Люксембург и Кларе Цеткин, поздравляю наших милых женщин. И предлагаю мужчинам проявлять забытую ими галантность не только 8 марта, но 7 и 9. И тем самым вывожу из-под обстрела нашу передачу, посвященную настоящей женщине, чтобы никто нас из церковных слушателей не обвинил в гнусном либерализме.

А. Ананьев

— Как истинный поэт, отец Артемий сравнил женщину с прекрасным цветком. В то время как я, существо гораздо более приземленное и примитивное, сравниваю ее с тортиком, ибо, как верно замечено, женщины предпочитают кружевные одежды, чтобы в глазах мужчины больше походить на тортик. (Смеются.) Сейчас у нас короткий перерыв, на минуту полезной информации прервемся. А через минуту продолжим потрясающе красивый, как талантливо написанное стихотворение, разговор протоиереем Артемием Владимировым. Не переключайтесь.


А. Ананьев

— «Если женщина злится, — писал Эрих Мария Ремарк, — значит она не только не права, но и понимает это». Еще раз добрый вечер. «Семейный час» на радио «Вера» продолжается. Здесь Алла Митрофанова —

А. Митрофанова

— И Александр Ананьев —

А. Ананьев

— И накануне 8 марта мы с нашим дорогим собеседником, духовником женского Алексеевского монастыря, протоиереем Артемием Владимировым, посвящаем час именно вам, прекрасные девушки и женщины. Кстати, отец Артемий, не могу не спросить у вас: а вы каким-то образом поздравляете дорогих прихожанок, ваших друзей, окружающих вас дам с восхищенными взглядами? А вас окружают исключительно дамы с восхищенными взглядами, устремленными на вас, с 8 марта? Или деликатно обходите стороной этот неправославный праздник?

Прот. Артемий Владимиров

— Да, деликатно обхожу, потому что я батюшка такой консервативный, старорежимный. Но при этом, будучи педагогом с сорокалетним стажем, видя затаенное желание услышать что-то хорошее, видя, что человек вовсе не отказался бы от поздравлений, конечно, я, минуя Сциллу и Харибду (Сцилла — это Клара Цеткин, Харибда — это Роза Люксембург), я прохожу неуязвимым своей бригантиной с алыми парусами через узкий пролив и говорю: «Друзья, весна! Солнышко пригрело, ласточка летит. Какие вы сегодня радостные! Что-то случилось хорошее. Дай вам Бог здоровья, дай вам Бог всегда оставаться ясными, с мирным сердцем». Словом, пользуясь силой слова и не погрешая в отношении строгой церковности, конечно, все-таки воодушевляю словом, сколько у меня это получается, потому что, вновь повторяю, ласковое слово и кошке приятно. А уж тем паче мы не должны скупиться, по завещанию Булата Окуджавы, на добрые комплименты. И высокопарных слов ужасаться приходится только в юности. А уже прожив, как я, 95 лет, понимаешь, что нужно быть щедрым на всякую толику добра.

А. Митрофанова

— Отец Артемий, как всегда, спасибо вам за прекрасные слова и поздравления. Ваше умение проходить между Сциллой и Харибдой, конечно, вызывает восхищение. В нашей части нашего разговора вы так высоко описали женское предназначение и женскую красоту, что невольно задаешься вопросом: если мы, женщины, действительно настолько прекрасны, почему же тогда среди нас так много одиноких? Если иметь в виду то предназначение и ту красоту, о которой говорите вы, да мужчины должны просто всё побросать и расхватать каждый себе по самой лучшей женщине. А мы видим сейчас другую картину: мы видим и одиноких мужчин, и одиноких женщин, которые не могут встретиться, увидеть друг друга.

А. Ананьев

— Мужчины не спорят, что вы красивые. Просто они считают, что они красивее. (Смеются.)

Прот. Артемий Владимиров

— Ларчик просто открывался. Дело в том, что современные Мэри Поппинс настолько высоко мыслят о себе и своем призвании, что часто они, увидев перед собой реального представителя сильного пола, говорят то, что однажды произнесла в мой адрес некая некрещеная старушка. Старушка эта оказалась в больнице, а ее внучка попросила меня посетить бабушку из опасения, что она уже штрафные очки на кладбище платит и поэтому ей надо встретиться со священником. Но это было желание внучки, а не бабушки. Однако я, имея отзывчивую натуру, согласился посетить больницу. И вот, я помню, иду по коридору («а я иду, шагаю по Москве») и вижу, что на противоположном конце больничного коридора в кресле инвалидном сидит героиня моего маленького сюжета, как пиковая дама. И я медленно сокращаю дистанцию, потому что не знаю, чем кончится мое внезапное появление пред ее глазами. И когда я соткался в ее воображении и вошел в фокус ее внимания, она растопырила свои ручонки, стала их так вот перекрещивать, это жест негодования, отвращения. И произнесла памятные мне слова: «Уберите это».

А. Митрофанова

— Какой ужас.

Прот. Артемий Владимиров

— Вот, многие женщины, скучающие по твердому плечу, когда доходит до дела и потенциальный претендент появляется пред нею, выяснив образовательный, имущественный ценз кавалера, послушав его речи, внутренне произносят: «Уберите это». И оказывается, как снежная королева, она одна, совсем одна. Но, простите меня, я не хочу никого обижать. На самом деле, камень запущен вами в наш огород совершенно справедливо, потому что поклонников могут быть десятки, а того, кто достоин быть и готов к служению, чтобы стать вечным спутником жизни — алло, алло, где вы, настоящие мужчины? Но я отсылаю сейчас, получается, наших радиодрузей к предыдущей программе о настоящих мужчинах, которую можно найти в недрах интернета.

А. Митрофанова

— Да, на сайте радио «Вера». Но только, отец Артемий, с моей стороны совершенно никакого камня в огород мужчин в этом смысле не было.

Прот. Артемий Владимиров

— Дело в том, что я рад вместе с Александром Ананьевым принимать от вас любой камень, пущенный с любовью.

А. Ананьев

— Между прочим, Алечка в каком-то смысле права. Я поясню, что я сейчас имею в виду. Я заметил (поправьте меня, если это не соответствует действительности), что если в жизни мужчины не складывается его мужское счастье, его установка, обращенная ко внешнему миру, звучит так: что с вами со всеми не так? Если же жизнь не складывается у женщины, в общем, ее вопль, обращенный ко внешнему миру, звучит так: что со мной не так? Если что-то не получается в жизни у женщины, она считает, что она где-то не делает того, что должна делать, она недостаточно красива или умна, она недостойна того, чтобы с ней случилось что-то хорошее. В то время как мужчина считает, что он абсолютно достоин всего, и лишь неудача и недостойное окружение не позволяют ему быть счастливым.

Прот. Артемий Владимиров

— Но пусть ваши любимые мужчины, я сейчас говорю от нашего женкомитета, не обольщаются и не считают себя последним откровением в жизни женщины, потому что притом что судьбы разные, есть люди женатые и замужние, есть одинокие, все-таки последнее предназначение раскрывается в глубинах бессмертного человеческого духа. И неслучайно Христос есть полнота, всё собою наполняющая. Ты будешь счастлива в браке только тогда, когда источник любви — Господь — в твоем сердце. И оказавшись в безбрачии вынужденно или произвольно, ты обретешь любовь только тогда, когда вступишь в живое общение со Христом и научишься черпать и распространять эту любовь в этом холодном подлунном мире. Поэтому, так как нас сейчас слушает по скромным моим подсчетам и данным моей личной разведки 2 миллиона 543 женщины, среди которых еще 10 младенцев женского пола, дорогие товарищи женщины, не комплексуйте, не считайте, что жар-птица счастья пронеслась мимо вас только потому, что рядом не сидит слегка подвыпивший, захмелевший муженек, когда вы его спрашиваете: «Почему ты со мной таким тоном говоришь?» — а он отвечает: «Радуйся, что я вообще с тобой говорю».

А. Ананьев

— Я, признаться, отец Артемий, всегда внутренне сопротивляюсь установке, согласно которой женщина есть начало греха. Имеется в виду тот эпизод, когда Ева вместо того чтобы сказать: «Муж, иди сюда. Здесь какая-то говорящая змея, не понимаю, чего ей надо. Разберись», — начала беседовать со змеем и поддалась на его искушение. Если задуматься, то, в общем, так и получается. Я не знаю, почему грешат женщины, если грешат, конечно. Но будем откровенны — мужчины грешат всегда из-за женщины. Сребролюбие исключительно ради женщины, едят, потому что они просто вкусно готовят. И всё остальное по большому счету тоже исключительно для и ради женщины. И в этом смысле получается, что женщина в жизни мужчины, действительно, в каком-то смысле есть начало всякого греха.

Прот. Артемий Владимиров

— Позвольте мне как можно скорее выступить адвокатом и напомнить, что Бог не создавал смерти. И в мир смерть вошла завистью дьявола — он, такой-сякой, эта горькая, заряженная и зараженная богохульством тварь, позавидовал счастью первых мужчины и женщины. И вы правы в том смысле, что изрядная порция искушений и соблазнов в простецов-мужчин входит не без участия женского пола. Но это нисколько не оправдывает согрешившего мужика, потому что для человека внимательного и ответственного никакие искушения не страшны, если он встречает их с молитвой к Богу, с любовью к людям. И по замыслу Божьему мы призваны укреплять друг друга нравственно, корректируя взаимно просчеты в поведении, и таким образом призваны возрастать в нашем богоподобии и сами, утверждаясь крепко на земле спасения, и помогая своим прекрасным спутницам. Мы сейчас не дали слово Алле Митрофановой. У нее, конечно, есть что сказать. Как? Да из-за вас, мужчин, мы, хлопотушки, на кухне от зари до зари вкалываем, молитвослов некогда раскрыть, потому что нужно каждый день новые блюда по вашей прихоти. Нет-нет. На самом деле, по замыслу Божьему в трогательной заботе друг о друге каждый из нас — мужчина или женщина — призван нравственно возрастать, оттачивать свои таланты, дарить их ближнему.


А. Ананьев

— Джонни Депп однажды сказал: «Тот, кто видел рождение своего ребенка, как видел я, уже никогда в ней не усомнится — в женской силе. Женщины, — сказал он, — сильнее нас. Для них не существует глупостей. Только главное: жизнь, дети, свобода». Золотые слова, между прочим. «Семейный час» на радио «Вера». Алла Митрофанова, Александр Ананьев. И духовник женского Алексеевского монастыря, протоиерей Артемий Владимиров, который каждой своей фразой что цветком собирает красивый букет в честь 8 марта для наших слушательниц.

А. Митрофанова

— Ну, 8 марта как инфоповод использует. На самом деле, праздник с сомнительной историей.

А. Ананьев

— Для цветов повода не надо.

А. Митрофанова

— Вот это правда. Отец Артемий, у нас остается всего лишь одна часть нашего разговора. Мне бы хотелось задать вам вопрос о женской мудрости. Как вы бы сформулировали, в чем ее суть? Есть, например, расхожее мнение, что мудрая женщина это та, которая всегда может дать правильный совет. У меня это вызывает сомнение, потому что я боюсь людей, которые направо налево раздают советы.

А. Ананьев

— Прежде чем батюшка ответит, я тебе отвечу словами из Священного Писания, из Первого послания к Тимофею: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем». Вот в чем заключается суть женской мудрости. Отец Артемий, я абсолютно уверен, подтвердит, что женская мудрость есть покорность и безмолвие.

Прот. Артемий Владимиров

— А вот и нет. В комментариях именно к этой цитате один из святых отцов говорит о том, что женщине не позволено в Церкви Божьей поучать, а дома она очень даже может мудрым советом муженька своего каким-то образом смягчить, навести на правильное понимание предмета. Да, действительно, «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» и прекрасно в женщине. Однако, она не безгласное и безмолвное существо. И в этом вы можете убедиться, если раскроете Книгу притч царя Соломона и посмотрите последнюю главу этой Книги — это гимн мудрости женщине. Это слово царя Лемуила, по-моему, 31-32 глава. Если кратко сказать, то по учению вот этих библейских царей, мудрость женщины, первая — во всегдашней надежде на то, что Господь поможет. Без Бога ни до порога. Господь никогда не даст нас в обиду и не оставит нас одних, если мы будем возлагать на Него надежду. Мудрость женщины в том, чтобы не идти на поводу у мужеского гнева, негодования, нетерпения. Но ей, женщине, должно смягчать эти аффекты, смягчать эти неуправляемые движения души своей улыбкой, невозмутимостью своего духа, ласковым словом. Как вы знаете, какое-то движение морской стихии, по воззрению древних, приходит в покой, если пролить в эту пучину оливковое масло, так вот женщина водой собственной кротости должна заливать огонь мужниной раздражительности. Мудрость женщины, конечно, в терпении. «Претерпевший до конца спасется». Ольга, премудрейшая из жен российских, не спешила крестить внучека тайно от папы, Святослава, брутального мужчины, но предоставила Промыслу Божьему и времени внучеку, получившему первые уроки добра и любви из ее уст, впоследствии сделать свой выбор. Мудрость женщины, конечно, в том, чтобы не выплескивать в ответ на мужнины инвективы встречные обвинения, но уметь, как губка, воспринять в себе эти стрелы, всё переварить, всё, как говорят, спустить на тормозах, потому что мужчины существа примитивные — поел, поспал, а утром проснулся и не помнит, почему он брюзжал.
Мудрость женщины, наверное, в том, чтобы вовремя уйти со сцены — не нужно бабушке исполнять роль внучки и делать себе две косички с бантами. Каждый возраст прекрасен по-своему. И мудрость женщины заключается в том, чтобы сказать, как сказала одна французская киноактриса, боюсь передать ее слова, они могут быть неточными, но она говорила о том, что старость, пожилые годы прекрасны, и в каких-то лучистых морщинках она находила свое кредо. Может быть, сейчас я коснулся болезненного вопроса, поэтому разрешите поставить точку. Мудрость в том, чтобы поставить точку, уметь остановиться на достигнутом, ибо лучшее — враг хорошего.

А. Ананьев

— Если бы не мои провокации, так и было бы. Но тут вступаю я. Отец Артемий, я внимательно слушал ваши рассуждения о женской мудрости и внутренне ожидал каждое мгновение услышать слово «хитрость». Но так и не услышал слово «хитрость». А ведь это важнейшее проявление женской мудрости.

А. Митрофанова

— Почему?

А. Ананьев

— Ибо если бы не хитрость святой прекрасной Февронии, не знали бы мы Петра и Февронию, историю их замечательной любви. Женщина же должна быть хитрой.

Прот. Артемий Владимиров

— Да-да. Молодцы, правильно. И поэтому, когда муж стоит на пороге дома, задержавшись 25-го числа, не нужно упирать руки в боки, как Фрекен Бок и сразу говорить: «Где деньги?». Но нужно провести его на кухню, выдать ему любимые мясные пельмени, а потом подойти сзади, обнять, как бы слегка придушить, и он говорит: «Да-да, всё можешь взять там, в портмоне». Мудрость женщины это особая обходительность, умение правду-матку в лоб не пущать, но мудрый в гору не пойдет — мудрый гору обойдет.

А. Ананьев

— Нет ничего прекраснее, чем элегантная женская хитрость. Я всегда восхищался этой способностью женщины сделать так, чтобы ее решение мужчина считал абсолютно своим, взвешенным взрослым мужским решением. Так бывает сплошь и рядом. И если женщины думают, что мы, мужчины, этого не замечаем, пусть они не заблуждаются — мы всё видим. Просто наша любовь не позволяет им узнать о том, что мы всё это знаем.

Прот. Артемий Владимиров

— Я не желаю только мужчинам участи сирийского завоевателя Олоферна, к которому пришла в шатер прекрасная Юдифь. И слегка опоив военачальника и обласкав его, затем отрубила ему голову.

А. Митрофанова

— Отец Артемий, а где проходит в таком случае граница между вот этой тонкой, нежной женской хитростью и манипуляцией?

А. Ананьев

— Любовь. Девочка моя, только любовь.

А. Митрофанова

— Пожалуй, что так.

Прот. Артемий Владимиров

— Ответ не в бровь, а в глаз.

А. Ананьев

— Ну что ж, завершая программу «Семейный час», я хочу, чтобы каждый из нас, с позволения отца Артемия, пожелал нашим слушательницам того, что он считает нужным пожелать. И это, конечно, не связано с 8 марта, просто раз уж тема такая. Поскольку я предложил, я начну первым. Я хотел бы пожелать вот тем женщинам, которых я встречаю по дороге в магазин и из магазина, которые несут тяжелые сумки, я желаю вам не носить тяжелые сумки, а чтобы тяжелые сумки с этими пятилитровыми баллонами воды, с охлажденными тушками курицы, коробками молока носили мужчины. А вы шли рядом с букетом желтых цветов.

А. Митрофанова

— Ну что же, я была очень долгое время в положении женщины, которая тащит сумки из магазина — просто потому, что я была не замужем и была одинока.

А. Ананьев

— Уверяю тебя, эти женщины замужем. Я видел кольца на их руках. Просто они носят тяжелые сумки.

А. Митрофанова

— Вот, знаете, мне хочется пожелать... Все-таки мне кажется, что от нас, женщин, в этом смысле очень многое зависит. От того, на какой пьедестал мы поставим своего мужа или подпилим табуретку, на которую он садится за стол — от этого во многом зависит то, как наши мужчины будут те же самые сумки носить за нас, для нас. Или же будут оставлять их на наших плечах, в наших руках. Вот мне хочется, чтобы мы, женщины, становились мудрее. И, вы знаете, может быть, действительно как-то в наибольшей полноте раскрывали себя в том Божьем предназначении, которое и позволит нам оставаться самими собой, то есть женщинами. И не занимать в этом мире мужских ролей. Вот я очень обтекаемо, простите, сумбурно, но постаралась очень искренне поддержать эту метафору с сумками. Она мне кажется очень важной.

Прот. Артемий Владимиров

— Я подхватываю вашу последнюю мысль. Желаю дорогим женщинам памятовать каждой из них о своей бессмертной душе, подлинное предназначение которой — стать престолом для вечной Божественной Любви в лице нашего Спасителя и Его Божественной благодати. Действительно, когда Бог с тобой, когда ты облеклась в светлые одежды мира, смирения, кротости и любви Христовых, тогда вот эта упомянутая нами ослепительная жар-птица счастья на самом деле снисходит с небес и доверчиво садится на наше правое плечо. Если душа действительно в единении с Воскресшим Спасителем, Бог даст ей всё прочее. Ищите Царство Небесное, а всё прочее, и кому нужно, и настоящий мужчина приложится вам.

А. Ананьев

— И на этих прекрасных словах мы завершаем первый весенний выпуск программы «Семейный час». Зима, на счастье Аллы Сергеевны Митрофановой, закончилась...

А. Митрофанова

— Во всяком случае, в календарном смысле.

А. Ананьев

— Всё будет хорошо.

А. Митрофанова

— Ну, раз ты так говоришь, значит, так и будет.

А. Ананьев

— С вами была Алла Митрофанова —

А. Митрофанова

— Александр Ананьев —

А. Ананьев

— И духовник женского Алексеевского монастыря, протоиерей Артемий Владимиров. Низкий вам поклон, отец Артемий, за этот прекрасный час, который стал настоящим подарком для наших слушательниц.

Прот. Артемий Владимиров

— Взаимно, дорогие друзья. И скромно буду надеяться на новые приглашения в ваш уютный семейный радио-камелёк.

А. Ананьев

— Вернуться к нашему разговору можно на нашем сайте www.radiovera.ru. До новых встреч, услышимся через неделю.

А. Митрофанова

— До свидания.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Моя Сибирь
Моя Сибирь
В середине XVIII века Ломоносов сказал: "Российское могущество прирастать будет Сибирью…». Можно только добавить, что и в духовном могуществе России Сибирь занимает далеко не последнее место. О её православных святынях, о подвижниках веры и  благотворительности, о её истории и будущем вы сможете узнать из программы «Моя Сибирь».
Материнский капитал
Материнский капитал
Дети - большие и подросшие – как с ними общаться, как их воспитывать и чему мы можем у них научиться? В программе «Материнский капитал» Софья Бакалеева и ее гости рассуждают о главном капитале любой мамы – о наших любимых детях.
Свидетели веры
Свидетели веры
Программа «Свидетели веры» — это короткая, но яркая история православного миссионера, как из древних времен, так и преимущественно наших дней, т. е. ХХ и ХХI век. В жизненной истории каждого миссионера отражается его личный христианский подвиг и присутствие Христа в жизни современного человека.
Первоисточник
Первоисточник
Многие выражения становятся «притчей во языцех», а, если мы их не понимаем, нередко «умываем руки» или «посыпаем голову пеплом». В программе «Первоисточник» мы узнаем о происхождении библейских слов и выражений и об их использовании в современной речи.

Также рекомендуем