У нас в студии был клирик храма Космы и Дамиана в Шубине иеромонах Иоанн (Гуайта).
Отец Иоанн рассказал о своем пути к вере и священству, о переходе из католичества в православие. Наш гость поделился, насколько восприятие Бога в католичестве отличается от восприятия Бога в православии, а также что для него значит православие.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Кира Лаврентьева —
К. Лаврентьева
— Здравствуйте.
К. Мацан
— И я — Константин Мацан. У нас сегодня в гостях иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. Добрый вечер.
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Добрый вечер.
К. Мацан
— Не в первый раз уже вы у нас в студии. Для нас это очень радостно. Наверное, стоит вас спросить: а всё-таки как корректнее к вам обращаться: отец Иоанн или отец Джованни — по вашему итальянскому имени?
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Во-первых, имя это одно и то же, только в переводе — строго говоря, так.
К. Мацан
— Какое вам нравится больше?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Я думаю, наверное, правильно ответить Иоанн, потому что я всё-таки
монах, и это имя в постриге, поэтому, наверное, всё-таки Иоанн. Но если
это же имя переводить на итальянский, то это и будет Джованни.
(Смеётся.)
К. Мацан
— Я напомню нашим радиослушателям, что мы в этих беседах говорим о пути священника к вере, в вере и о том, что привело к священству. Ведь не секрет, что человек заходит в храм, видит на амвоне человека в облачении и нет-нет да и придёт мысль, что ему на роду было написано быть священником — вот священниками рождаются. На самом деле священниками становятся, хотя и этот тезис уже подвергался сомнению в наших беседах, но, может быть, о этом тоже поговорим. Вы родились в Италии, в католической семье, причём семье верующей, неравнодушной к религии. И сейчас вы – православный монах. Гигантское количество вопросов и размышлений на эту тему возникает. И вас уже не раз спрашивали: как так — итальянец в России стал монахом? Наверное, это не самая уже для вас интересная тема. А мне интересно вас спросить: а как родители сейчас ваши, если они здравствуют, относятся к вашему пути, по которому вы идёте?
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Начнём с того, что родители, слава Богу, живы. Им 92 года — и папе, и маме.
К. Мацан
— Вот это да!
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
К сожалению, не могу сказать, что они на 100% здоровы, потому что мама
болеет. Папа абсолютно здоров, читает лекции в университете, очень
активный, он врач, который долгие годы занимался политикой, поэтому
очень активно до сих пор принимает участие в политической жизни города,
области, страны. Мама, к сожалению, последние два года болеет, но, слава
Богу, она в своём уме, окружена вниманием всех членов семьи. И я, когда
могу, когда бываю там, у родителей, конечно, всегда рад с ними общаться
и стараюсь в том числе помочь в том, что касается ухода за мамой,
потому что она нуждается действительно в уходе и заботе с нашей стороны.
К. Мацан
— Для них нет какого-то внутреннего противоречия в том, что сын стал православным монахом?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Нет, по разным причинам. Начнём с того, что, скажем, выбор монашеской
жизни — это всё-таки хронологически было раньше, чем даже... когда я
приехал в Россию, фактически это решение было уже принято.
К. Мацан
— А в каком году вы приехали?
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Впервые в 1985 году. То есть, представляете, получается сколько?
К. Лаврентьева
— 34 года.
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Да, совершенно верно — 34 года.
К. Мацан
— Как вы быстро считаете — я до сих пор не мог сообразить.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
И я не могу, потому стал гуманитарием, что туговато с арифметикой, с
математикой и так далее. И у меня мама математик, между прочим. Но я
гуманитарий на 100%. вот что касается выбора такой жизни — иноческой,
монашеской жизни — родители об этом знают давным
давно, поэтому ничего удивительного нет. Что касается выбора
Православия... для меня это был такой медленный и какой-то путь,
достаточно длинный, но, как мне кажется, довольно гармоничный. То есть я
не могу сказать, что в какой-то момент я понял, что вот всё, что было
до того, было всё неправильно, и вдруг я нашёл — это не совсем так.
Просто в моём жизненном опыте — я приехал в 1985 году, уже тогда
познакомился с какими-то священнослужителями Русской Православной
Церкви, когда в Ленинграде стажировался.
К. Мацан
— А вы русский язык учили в университете, да?
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Да, я русист по первому образованию. Но я
тогда как раз и учился в университете в Швейцарии на первом курсе
только, когда впервые был в России, а точнее в Советском Союзе, через
неделю после того, как Горбачёв стал генсеком ЦК КПСС. Потому старую,
Советскую Россию я помню очень хорошо, не по рассказам — видел своими
глазами. Потом в 1986-м, в 87-м я всю зиму провёл в Москве, в Институте
имени Пушкина. И фактически тогда, если я не ошибаюсь, я познакомился с
отцом Александром Менем.
И всё больше и больше Православие и Русская Православная Церковь стала
играть роль. Сначала это был такой культурный интерес — это часть
русской культуры, я как русист не мог не интересоваться. А потом с
годами я увидел, что это уже часть меня самого.
К. Лаврентьева
— Отец Иоанн, а что это был за процесс всё же? Вот вы встретились с отцом Александром Менем, и даже в «Википедии» пишут об этой встрече, когда читаешь вашу биографию.
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Надо же.
К. Лаврентьева
— Какое на вас влияние оказала эта встреча? И что было в течение нескольких лет после неё?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Отец Александр оказал огромное влияние, безусловно, потому что он для
меня был и остаётся лицом Православия, которое для меня очень важно. Это
такое Православие, которое не есть только восхваление прошлого, не есть
только как раз часть русской культуры, но что-то намного больше. Как
мне кажется, главное в Православии — это Сам Господь, Воскресший Иисус
Христос. И в общении с отцом Александром было очевидно, что... не знаю,
знает ли вы, что я дважды переводил его книгу «Сын Человеческий» на
итальянский, а затем на французский языки. Я литературовед, поэтому как
писатель пишет книгу — для меня это очень важная вещь. Здесь есть и одна
удивительная вещь: ты читаешь эту книгу и понимаешь, что автор был
лично знаком со своим Героем, очень хорошо Его знал. Вот для меня книга
отца Александра «Сын Человеческий» означает прежде всего это
свидетельство — что Христос для него не абстрактное понятие, а это
присутствие в его жизни. И, может быть, я тогда не мог выразить это так
словами, но это ощущалось в присутствии отца Александра, в общении с
ним. И потому мне стало очень-очень интересно, и всё более интересно.
К. Лаврентьева
— Но ведь это ведь интерес не просто абстрактный, а это перемена — ну не веры, но перемена... вы ушли из Католичества и пришли в Православие. И без участия отца Александра Меня тут явно не обошлось. А что должно произойти с человеком, чтобы он вот так решительно перешёл в Православие?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
То, что я со временем почувствовал, что я нашёл своё место. Но это
именно был процесс, это что-то, что становится всё более и более
очевидно и понятно, до того момента, когда я принял такое решение.
Поэтому это не было таким резким поворотом.
К. Мацан
— Не было отвержения старого как неверного и вот обретение верного — нового.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Нет, я бы так не сказал. Во-первых, потому что я до сих пор считаю,
будучи православным иеромонахом, что Католичество и Православие
достаточно близки всё-таки. И если взять в совокупности всё
Христианство, то в том, что касается догматики и так далее, безусловно,
православные и католики достаточно близки. Если смотреть дальше на
Протестантизм и так далее, то там различия намного более существенные. У
нас общие не только, допустим, почитание Богородицы, святых, но
Таинства, сам иерархический строй, скажем, Церкви и так далее. И
действительно мы очень близки. Я не могу сказать, что это одно и то же,
конечно, нет. Но я для себя могу это выразить так: это один дом, где
есть соседние комнаты. Я если и перешёл, то перешёл в соседнюю комнату,
но внутри одного дома всё-таки.
К. Лаврентьева
— Вот об этом я и хотела спросить: насколько восприятие Бога в католичестве — вами, лично вами — другое, иное? Или совершенно не отличается от восприятия Бога уже в Православной Церкви?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Вы знаете, отличается, но отличается потому, что я другой — не только
и, наверное, не столько потому, что католики и православные, просто я
сейчас взрослый человек, и какие-то вещи, которые присутствовали с
самого детства — я был очень верующим ребёнком — остались, но
видоизменились. Это вполне нормально, как и отношение к Богу, как вот я
общался с Господом, скажем, как я молился и так далее. Я не могу
сказать, что это всё забыто или, наоборот, я считаю, что это всё было
неправильно — отнюдь не так. Наоборот, если сказать, какие у меня
чувства по отношению к Католической Церкви — у меня чувство
благодарности, потому что первые Таинства я получил в Католической
Церкви. Я не считаю, что православный должен ненавидеть всех остальных.
К. Мацан
— Слава Богу!
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Поэтому даже в моём случае, когда человек определился, скажем, и выбрал
для себя сознательно, в сознательном возрасте, будучи взрослым, после
размышлений, после того, как долго молился, думал об этом, определился и
сделал выбор в пользу Православия, могу сказать, что у меня только
самые положительные чувства по отношению к Католической Церкви.
К. Мацан
— Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер». Вот вы сказали, что решение о переходе в Православие было принято после размышлений, молитвы какой-то внутренней, внутреннего созревания, если угодно. Значит, всё-таки были колебания, сомнения — как вы подчеркнули, это не был какой-то резкий поворот и, видимо, не был какой-то такой, знаете... то есть это был в чём-то хладнокровный выбор, это не был выбор от момента, от эмоций, спонтанный, что называется: вот пришло чувство такое, я за ним пошёл. А что было, скажем так, на противоположной чаше весов, что могло бы вас теоретически остановить, о чём вы думали, о чём вы молились, вот если не входить в совсем интимную сферу?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Во-первых, мне даже трудно, когда мне говорят, что вот вы — человек
обращённый. Я в своём жизненном пути приближался к Православию, в
какой-то момент я понял, что я в нём уже нахожусь. В каком-то смысле
Православие для меня, как воздух, которым я дышу. Это первый момент.
Поэтому мне трудно сказать, в какой момент... это же был процесс, это
был такой путь, а не один момент — раз. Два: очень часто, я знаю по
опыту, западные люди, которые принимают Православие, — есть разные
категории моих, скажем, собратьев, не обязательно священников, а просто
западных людей, которые пришли в Православие, — очень часто эмоции
играют огромную роль: человек вошёл в православный храм, иконы, ладан,
богослужение — всё очень красиво, и как-то влюбился в эту красоту. Я это
говорю без юмора, но для меня было не так. Это один вариант, есть
другие варианты, особенно это, допустим, переход священнослужителей и
так далее, более простые, которые мотивируются, допустим, сложными
обстоятельствами, конфликтами, допустим, — бывает и так. А у меня не
было ни того, ни другого. У меня это было в каком-то смысле созревание,
как мне кажется, и это мой путь.
К. Мацан
— Я понял, да. А тогда я вот так позволю себе спросить: есть такое наблюдение, я не говорю, что с ним согласен, просто его часто озвучивают, как правило, конечно, люди православные, что западная традиция, западное христианство в целом, несколько огрубляя скажу, что это такое христианство головы — очень умное, интеллектуальное, философское. И те, кого привлекает Православие, в итоге они как бы от ума приходят к сердцу, к какому-то такому не вполне рационализированному деланию, но к чему-то очень настоящему. У нас был в гостях американец, который принял православие, такой замечательный Матвей Кассерли, который стал ездить в поездки на Русский Север храмы восстанавливать. И вот он говорил: «Я был протестантом, у нас всё логично: надо делать так, так и так. А вот меня спрашивают, зачем эти древние храмы восстанавливать. Я отвечаю, что это нелогично, но спасительно», — вот какой-то иной взгляд на ситуацию. Я даже не спрашиваю, чувствуете ли это вы, но эта какая-то такая нерациональность Православия для вас наблюдаема, важна, как-то замечаема, какую-то роль для вас такое противопоставление играет?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Я думаю, что здесь есть доля правды, скажем так. Безусловно, я бы не
сказал, что католики или протестанты, а просто западные люди — для нас
разум играет, пожалуй, главную роль в жизни. На Востоке это не так. Если
мы возьмём совсем восток, ещё восточнее, чем Россия, это точно не так.
К. Мацан
— Там это ещё более не так.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Вот более не так и так далее. Поэтому Россия, будучи между Западом и
Востоком в каком-то смысле, есть такой очень удачный, на мой взгляд,
опыт как бы между разумом и сердцем — чтобы использовать ваше же
выражение. Но дело в том, что перегибы, может быть, бывают разные.
К. Мацан
— И в ту и в другую сторону?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
И в ту и в другую сторону. Если вера человека основывается только на
разуме, то это беда, безусловно. Но с другой стороны, если вера и опыт
веры, общения с Богом это только некие эмоции и чувства — это тоже очень
опасно. Потому что эмоции, чувства — вот сегодня мы их чувствуем, а
завтра не почувствуем, да? Что такое опыт богооставленности? Это когда
не чувствуешь Бога рядом. Но это же чрезвычайно важный опыт в жизни
человека, и все через это проходят. Поэтому если вера человека будет
только... допустим, он приходит на богослужение, ничего не понимает,
крестится, кланяется, у него появляются слёзы, какие-то эмоции — вот
замечательно. И он выходит оттуда... Это хорошо, но не может это быть
всегда и не может быть на очень долго. Поэтому здесь надо совместить,
безусловно, и рациональный момент, и, скажем так, эмоциональный. И
главное, Христианство — это любить Бога и любить ближнего. Любить
ближнего — это дела милосердия, они очень важны. Вот об этом не стоит
забывать. Кстати, католики в этом очень сильны.
К. Мацан
— Вообще, мне кажется, Западные Церкви, в широком смысле слова, очень сильны в целом в социальной деятельности.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Наверное. Видите, что и соответствует этому различию просто в
ментальности. Я это вижу на самом деле замечательно. Мне кажется, это не
проблема и не отрицательная вещь, наоборот, наверное, это нам
показывает, что мы нужны друг другу. Вот Западное и Восточное
Христианство должны быть в каком-то смысле намного ближе, чтобы как раз
не было перегибов.
К. Мацан
— Мы с вами познакомились недавно на конференции, посвящённой наследию митрополита Антония Сурожского. Поэтому не могу не обратиться, и мы постоянно обращаемся к этой теме в наших беседах — о встрече с Богом. Вот у меня есть такое ненаучное наблюдение, что всё наше говорение о встрече с Богом так или иначе восходит к той самой знаменитой истории о чтении молодым Андреем Блумом Евангелия от Марка, после которого человек поверил во Христа и в итоге стал митрополитом Антонием. Вот так или иначе произнося эту фразу о встрече с Богом, мы где-то на каком-то уровне отсылаем именно к этой истории. А вот у вас встреча с Богом, со Христом, как произошла? Учитывая, что вы из верующей семьи.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Да, я из верующей семьи, и сам, будучи ребёнком, был очень религиозным,
очень любил службы, был алтарником и так далее. Я всегда рассказываю,
что когда мне было четыре года, я уже научился читать, правда, очень
медленно, но всё-таки умел читать. И в какой-то момент я спросил маму:
«Мама, если священник заболеет, могу ли я вести службу?» И мама,
конечно, мне сказала: «Я думаю, что да. А вот как ты будешь
проповедовать, например?» На это я сказал: «Наверное, я с проповедью
справлюсь, но проблема в том, что я не достану до престола», — я был
совсем маленького роста. (Смеётся.) Это была главная проблема для меня.
Когда мне было семь лет, в первом или во втором классе учительница
задала сочинение «Кем я хочу стать» — ну, классика жанра. Я написал, что
я обязательно хочу стать священником, и обязательно им стану. И дальше
рассказ о том, как я буду служить, какие облачения, какой потир и так
далее. Самое интересное: я написал это сочинение и поставил дату. Вы
спросили об отношении моих родителей, вот когда меня в Москве
рукоположили, родители были, приехали специально из Италии. И мама мне
подарила вот это сочинение, которое она где-то хранила — я не знаю, где и
как. И представьте себе: меня рукоположили ровно через сорок лет и три
дня после того, как я написал это сочинение. Я всегда объясняю это так:
сорок лет — это как израильский народ, который проходил через пустыню.
Это известно — сорок дней Господь постился и так далее. Сорок в
библейской культуре — это... А почему три дня? А потому что это совпало с
днём рождения мамы. И таким образом я сейчас никогда не забываю её дня
рождения, потому что это также и день моего рукоположения.
К. Мацан
— А я подумал, что три дня — это трое суток от Распятия до Воскресения Христа.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Безусловно, так тоже можно вполне толковать, да. Но вот при всём этом,
что был таким очень верующим, религиозным ребёнком, понятно, что когда
наступил подростковый возраст, начался кризис и всякие вопросы и так
далее. Я не мог найти ответы на многие вопросы. Я был очень замкнутым
подростком. Вот сейчас до сих пор поражаюсь, как родители с этим
справились, потому что я был просто отвратителен и с родителями
абсолютно не общался и так далее. И в какой-то момент я решил, что я
атеист, о чём и заявил родителям. Родители, конечно, были немножко в
шоке, но они мне ничего не сказали. А потом получилось так, что однажды
летом мы отдыхали с семьёй в какой-то гостинице в горах, и я увидел, что
там какие-то палатки и там какая-то молодёжь: ребята, девушки. Они были
старше меня, поэтому, конечно, мне было интересно с ними общаться и так
далее. Оказалось, что они верующие. И один из них, инвалид на коляске
для инвалидов, ему было, наверное, 18 лет, он учился в медицинском
институте, он плавал — руками, конечно, он водил машину — тоже всё
управление ручное. И вот для меня, закомплексованного подростка, само
его существование было вызовом. Вот человек, у которого такое
ограничение, и он живёт полноценной жизнью. И я с ним познакомился, и
помню, что вдруг я узнал, что он верующий, мало того — он ходит в храм. Я
был настолько поражён, что я ему сказал: «Ну неужели есть верующая
молодёжь?» На это он мне сказал: «Да, ты знаешь, есть». Я говорю: «А как
же так, как получается, что ты веришь, что ты живёшь вот так?..» Он
говорит: «А ты Евангелие читал?» И вот представляете, всё детство я
ходил в храм и, конечно, я знал, что такое Евангелие, конечно, с амвона
его читали, а вот самостоятельно я не читал до подросткового возраста. И
после этого я, когда вернулся домой, помню, что я взял Евангелие
откуда-то и стал самостоятельно читать. И вот там что-то произошло —
немножко похоже на то, о чём рассказывает владыка Антоний, что вдруг я
обнаружил, что эти... Я литературовед, я всегда безумно любил
литературу, я очень много читал — вот научился читать, как уже сказал,
очень рано и читал постоянно. А вдруг я почувствовал, что эта книга
отличается от всех других, потому что её слова какие-то живые, по этим
словам можно жить, что они могут... на интуитивном как бы уровне. Я
помню, что я был настолько поражён, и в какой-то момент в своей комнате,
до сих пор это помню, я читал-читал и чувствовал, что мне безумно это
всё интересно и очень нравится, и главное — Иисус. И вдруг я вспомнил,
что я же атеист. Я так решил, что я атеист...
К. Лаврентьева
— Что-то не клеится.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Я думаю: как же? Что-то, действительно, не клеится. И тут я открываю
Евангелие и читаю: «Кто любит Меня, тому явлюсь Сам». И так у меня был
такой договор с Господом: «Если это так, дай мне действительно
почувствовать, что Ты есть!» И вы знаете, у меня не было никаких
явлений, никаких таких событий, из ряда выходящих. Но просто могу
сказать, что читая Евангелие, стараясь жить так, как там написано,
действительно Господь вошёл в мою жизнь. И уже тогда вопрос фактически
исчез. Это как задаваться вопросом, в том возрасте: а существуют ли
мама, брат и так далее? Я знаю, что они есть и они живут со мной. Вот то
же самое Господь.
К. Лаврентьева
— Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, проводит с нами сегодня этот «Светлый вечер». У микрофона Константин Мацан и Кира Лаврентьева. Мы вернёмся после короткой паузы.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается, ещё раз здравствуйте, дорогие друзья. В студии Кира Лаврентьева, я — Константин Мацан. Мы сегодня говорим с иеромонахом Иоанном (Гуайтой), клириком храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. Меня в вашей биографии, которую можно найти в открытых источниках, заинтересовал такой момент, что вы занимались во ВГИКе исследованиями по Андрею Тарковскому. Правильно?
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Я написал дипломную работу об Андрее Тарковском, да.
К. Мацан
— А вот чем был вызван интерес? И поскольку мы говорим сегодня о вашем пути к вере и в вере, насколько эта работа, это погружение в его фильмы стали для вас чем-то связанным с размышлением о вере, о Боге, о человеке? Вы же уже работали над этим дипломом, будучи верующим человеком, наверняка как-то всё это преломлялось через призму вашего христианского миросозерцания.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Да. И я до сих пор так понимаю Тарковского. Начнём с того, что
Тарковский не был церковным человеком, но он, безусловно, был верящим.
Он был ищущим человеком, человеком, который в советское время себе
задавал очень серьёзные вопросы, и будучи сыном замечательного поэта,
ещё всё это он воспринимал через призму культуры, а также выражал свои
поиски так, как он выразил в своих фильмах. В какой-то момент я заметил,
что вот эти фильмы Тарковского — раз вам интересно - они, якобы, все
совершенно разные. Вот семь картин, которые он снял, принадлежат семи
разным, скажем так, киноведческим жанрам. «Иваново детство» — это фильм о
войне. В вашем, советском, кинематографе это целый жанр фильмов о
войне, некоторые из них очень хорошие действительно. Далее «Андрей
Рублёв» — историческая картина, совершенно другая: средневековье, то, сё
и так далее. Затем «Солярис», «Сталкер» — это фантастика, другой жанр
совершенно. «Зеркало» — автобиографический-лирический фильм.
«Жертвоприношение» и «Ностальгия» — вот они все совершенно разные. И
каждый из них нарушает законы жанра, потому что на самом деле «Иваново
детство» — это не фильм о войне, это фильм о детстве, это о ребёнке,
который потерял детство. И то же самое: «Андрей Рублёв» — это не фильм
исторический о средневековой Руси, это фильм о художнике, который
попадает в мир молчания и не может оттуда выйти. Вот они все принадлежат
разным жанрам и все нарушают законы жанра. Но самое удивительное: у них
как бы фабула одна и та же. То есть он семь раз рассказывает нам
приблизительно одну и ту же историю, где герой уходит из привычного. Вот
ребёнок, который лишён детства, живёт в мире взрослых. Монах, который
живёт, окружённый невероятным насилием и так далее. Или, допустим, самая
очевидная случай: «Сталкер» — вот человек уходит в «Зону». Или тоже
очевидный случай: «Ностальгия» — вот этот русский интеллектуал, который
находится в Италии, далеко... вот этот элемент есть в каждом фильме. И
то, что человек выходит из обычного — он ищет, ищет что-то. Он думает,
что ищет себя, но в результате что-то происходит. И через, чаще всего,
поражение и даже смерть он находит что-то высшее. Как правило, самые
последние образы Тарковского чисто символические. Если помните, ребёнок
из «Иванова детства», который входит в эту реку и уходит, и прямо
выходит из экрана. Или, допустим, «Андрей Рублёв»: в конце единственные
цветные кадры этого фильма — это все иконы Рублёва, то есть как бы
созерцание в конце. Почти каждый фильм так заканчивается.
К. Мацан
— Ну и финал «Сталкера», который заканчивается фактически «Возвращением блудного сына» — вот этой композицией Рембрандта.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
«Сталкер», конечно, разумеется, абсолютно точно, да, и так далее. Так
вот, что за этим стоит? Я очень долго пытался понять эту загадку
Тарковского. И когда писал свою работу в 1987 году,ь я читал статью в
журнале «Искусство кино», где он один довольно авторитетный и очень
хороший киновед написал о том, что есть действительно такие общие
характеристики, и герои Тарковского — это как бы миф. Они приносят
какое-то жертвоприношение как бы силам зла и так далее. А мне
показалось, что это совсем не так, что точно там есть интуиция, что
общая фабула и так далее... но что здесь архетип другой. А это как раз,
как мне кажется, Страсти, смерть и Воскресение Спасителя.
К. Мацан
— Потрясающе.
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Я так читаю Тарковского. Другое дело, вопрос: хотел ли он именно это? Но это совсем неважно...
К. Мацан
— Для искусства это несущественный вопрос.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Конечно. Не то, что хочет художник, а именно результат — вот то, что в
нас провоцирует художественное произведение. Так вот, мне кажется, вот
это есть, я читаю Тарковского именно так. Самое интересное: я, будучи
совсем молодым студентом, выступал в 87-м году с докладом в Союзе
кинематографистов, в Доме кино, и читал об этом доклад — о том, что вот я
считаю, что... Ну представьте себе: 1987 год, советское время.
К. Мацан
— Да, интересно, какая была реакция.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Союз кинематографистов. Как вы понимаете, кино — это самое светское
искусство. Всегда было так, потому что самое молодое и последнее и так
далее — в Советском Союзе так воспринималось.
К. Мацан
— Идеологическое ещё.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Поэтому о какой религиозности?.. И самое интересное: я был совсем
молодым, я очень плохо говорил по-русски, гораздо хуже, чем сегодня. И я
выступал и говорил, что вот известный киновед написал так и так, а я с
ним несогласен и так далее. И перед выступлением я и познакомился с этим
человеком, мне было дико страшно, что я не смогу выступить, что у меня
даже голоса не будет. И вот представьте себе, я выступил, прочёл...
Кстати, там был такой опыт, что я, когда спускался, как сегодня помню, в
этом огромном зале Дома кино я вспомнил про молитву, которую незадолго
до этого выучил — «Царю Небесный». Вот я помолился и после этого у меня
пропал всякий страх. Я прочёл как-то своё выступление. И я видел, что
вот этот человек, с которым я познакомился — замечательный, кстати,
очень хороший киновед действительно, — он что-то писал-писал, я не мог
понять что. Потом, когда я вернулся на своё место, мне передают какую-то
бумагу, явно от него. Я смотрю, и он нас изобразил как боксёров. И он
поднимает мой кулак — я не мог понять, что он этим хочет сказать. Во
время перерыва я подошёл, спросил, он говорит: «Понимаешь, Джованни, я с
тобой согласен. Но ты можешь это говорить, а я не могу — я могу только о
мифе». Я понял, что такое было в советское время.
К. Мацан
— Это очень интересно.
К. Лаврентьева
— Отец Иоанн, огромное вам спасибо — это действительно очень интересно. Но хотелось бы ещё ненадолго вернуться к теме вашего пути к священству и вообще вашего пути в Православии. И прежде, чем я задам мой основной вопрос, мне хочется всё же задать вам ещё один. Мне кажется, и вообще не только мне, что в Католической Церкви всё будто немного более адаптировано под прихожанина, начиная со скамеек в храме.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Начнём с того, что скамейки или их отсутствие — это не православные и
католики, а это просто Русская Церковь и остальные, даже православные,
Церкви. Достаточно побывать в другой православной стране, чтобы
убедиться в том, что бывают скамейки и у православных тоже. Это чисто
организационная вещь. (Смеётся.)
К. Лаврентьева
— Да, в Греческой тоже есть скамейки, в Сербской, Болгарской Церкви, да. Ну, скамейки — это не главное, да.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Но образ хороший, то есть должна ли Церковь учесть немощность, скажем, в
том числе паствы, верующих и так далее. Должна — до определённой
степени. То есть, безусловно, вера не может идти... невозможны
компромиссы в том, что касается веры, без всякого сомнения. Но в том,
что касается нашей конкретной жизни в Церкви, безусловно, Церковь должна
иметь в виду немощность всех людей. Скажем, пост: одно дело монах,
который только молится, по идее, по крайней мере, и безусловно, может
соблюдать пост без особых проблем. Совсем другое дело, допустим, рабочий
— может ли он соблюдать пост так же, как и монах, и должен ли? Я
уверен, что нет. То же самое беременная женщина, кормящая женщина,
ребёнок, подросток, пожилой человек и так далее. Все эти исключения на
самом деле существуют, они всегда были, но иногда не хватает именно для
мирян...
К. Лаврентьева
— Послаблений каких-то?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Да, послабления или просто другие правила дисциплинарные, которые очень
нужны. Вот в этом смысле я считаю, что вопрос не католики-православные.
Да, Церковь должна учесть... С другой стороны, также хорошо, когда
Церковь ставит планку очень высоко, потому что тем самым есть какой-то
определённый вызов. Но, пожалуй, давайте вернёмся как раз к теме о
священстве. Кто такой священник? Священник, как врач. Врач имеет дело не
с абстрактной болезнью, а с болящими людьми, скажем: Пётр, Мария, ещё
кто-то. Так он знает, что от пневмонии нужны антибиотики, но знает
также, что у Петра аллергия на антибиотики. Поэтому если ему прописать
то, что в принципе, теоретически нужно, то ему будет только вредно.
К. Лаврентьева
— По инструкции.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Поэтому он должен, безусловно, адаптировать лечение к этому конкретному
болящему человеку. Это и есть ремесло священника, как мне кажется, при
том именно в Православной Церкви. Потому что у католиков как раз всё
прописано до мельчайших подробностей. Тогда надо просто посмотреть
инструкции: что говорит инструкция. А в Православной Церкви, слава Богу,
нет. Слава Богу именно, потому что лечащий врач, в данном случае
священник, он не только может, а должен учесть специфику каждого
отдельно взятого случая. Во вам, пожалуйста, теперь не скамейки, а,
допустим, в таком сравнении: мне намного ближе то, что в Православной
Церкви есть, благодаря некой неопределённости, больше пространства для
того, чтобы осуществить именно это служение священническое, которое
означает конкретно служить конкретным людям — вот этому человеку,
другому человеку, третьему человеку.
К. Мацан
— А расскажите о том, если можно, как в принципе созревало решение стать священником. Вы сказали, что некое стремление к монашеству было раньше, чем принятие Православия. С другой стороны, вы рассказали, что ещё с самого детства вы хотели быть священником, потом был период атеизма. Но вот когда вера вернулась всё-таки... в самом общем виде этот вопрос понятен, потому что можно быть верующим христианином, ревностным, но мирянином.
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Конечно.
К. Мацан
— Есть те, кто решают, что нет — вот этого либо недостаточно, либо я вижу какую-то лакуну в себе, которую именно священство должно заполнить: я хочу себя этому отдать. Почему, что это за выбор для вас был?
К. Лаврентьева
— Вот это и был мой главный вопрос.
К. Мацан
— Я потому что уже чувствую, что ты хотела спросить.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Слава Богу, что до конца эфира мы подходим к главному вопросу.
(Смеётся.) Вы знаете, для меня священническое служение и монашеское
призвание — это немножко разные вещи. Я очень благодарен Господу, что
вот когда в возрасте семи лет я написал о том, что хочу стать
священником, и обязательно им стану, я очень благодарен Господу, что
потом были эти сорок лет, которые я старался быть просто хорошим
христианином, но и в которые я уже в своём сердце полностью отдал свою
жизнь Господу, потому что решил действительно жить как монах. При этом
моё служение было в миру: я долгие годы, больше 20 лет преподавал в
разных вузах Москвы, в МГУ сначала, потом очень долго в ИнЯзе имени
Мориса Тореза, потом в РГГУ и так далее. И моё служение, если хотите,
кроме того в каком-то смысле моя проповедь, моё свидетельство было
именно это. И я считаю это чрезвычайно важным. Я бы, честно говоря,
пожелал бы каждому священнику сначала проявить себя как хороший
специалист и так далее, потому что тогда ты понимаешь, что священство
тебе не нужно для того, чтобы реализоваться — скажем так, в кавычках. А
священство — это в чистом виде служение. Я благодарен Господу, что я
рукоположился в более чем зрелом возрасте, потому я действительно
понимаю священство именно так: когда, скажем, ты себе не принадлежишь, а
готов служить всем абсолютно. И у тебя действительно нет лицеприятия,
потому что ты должен по своему призванию служить детям, подросткам,
взрослым, пожилым, образованным и необразованным. Вот пока ты живёшь в
миру... всегда есть какие-то люди, с которыми имеешь общение, общаешься,
они имеют приблизительно одни и те же убеждения или один и тот же
уровень образования — чаще всего так оно и есть. А священник не может
так, он должен общаться именно со всеми, должен, по крайней мере, уметь
общаться со всеми, принимать всех абсолютно. Известно, что кто-то
сказал, что священник — это такое немножко грубоватое выражение, — но
это человек, которого поедают, которого пожирают. А это действительно
так оно и есть, то есть когда ты полностью как бы отдаёшь себя на
служение всем.
К. Лаврентьева
— Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, проводит сегодня с нами этот «Светлый вечер». Отец Иоанн, а если всё же о монашестве: ведь вы могли стать белым священником, но вы стали монахом. Почему такой путь вы выбрали? Если можно об этом немножко рассказать.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
А я думаю, что это никто не знает. Я не знаю точно и, наверное, никто,
просто потому, что Христос две тысячи лет назад, проходя по берегу
Генисаретского озера, призвал каких-то рыбаков и сказал им: «Последуйте
за Мной». Я в какой-то момент моей жизни почувствовал то же самое и не
могу это ни объяснить, ни... даже для себя. Это одна из немногих вещей в
моей жизни, в которой я никогда не сомневался. Я абсолютно уверен, что
это тот путь, на который меня призывает Господь. Почему — не знаю. Но
это как бы Его проблема, а не моя.
К. Мацан
— А вы стали монахом ещё в католичестве?
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Да.
К. Мацан
— То есть вы уже были католическим монахом, когда перешли в Православие, стали, соответственно, иеромонахом и священнослужителем в Православии?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Да-да. Но надо сказать, что в Католической Церкви, в латинской
традиции, есть возможность посвящать свою жизнь Господу без внешней
атрибутики, скажем.
К. Мацан
— Оставаясь в миру.
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Да, оставаясь в миру. Именно такой и был мой выбор.
К. Мацан
— Понятно. А вот несколько раз мы с вами пересекались на разных мероприятиях. И я замечал, что очень часто вы в своих размышлениях, в своих ответах на какие-то вопросы аудитории обращаетесь к вашему опыту служения в хосписах.
Иером. Иоанн (Гуайта)
— Да, в хосписе.
К. Мацан
— И мне кажется, что это в принципе для вас важная тема. Но и она в частности важна для осмысления того, кто такой священник и христианин. Вот как вы об этом думаете?
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Я думаю, что эта тема настолько серьёзная, важная, что здесь надо было
бы всю передачу посвятить этой теме. Но если совсем коротко: из всего
того, что я делал как священник, это то, что мне даёт больше всего.
Именно служение в детском хосписе означает фактически встречу с
умирающими детьми и их родителями. Почему мне это очень многое даёт?
Потому что перед страданием невинного, праведника я чувствую, что я не
могу врать, что я должен быть предельно честным. Потому это мне даёт
очень много. Дальше очень много другого, дальше все вопросы, которые
задают и родители детей, а иногда и сами дети, когда они немножко
постарше: почему я умираю или почему мой ребёнок умирает? И понятно, что
на этот вопрос нет ответа теоретического. Ответ это то, что Сам Господь
Иисус Христос, единый безгрешный, Он также страдал и умер. Для чего?
Чтобы быть рядом с этим ребёнком. И потому я рядом с этим ребёнком
чувствую Его присутствие, ровно так же, как на престоле в конце
Евхаристического канона я чувствую Его присутствие, я уверен, да, Он
здесь есть. Тоже рядом со страдающим и умирающим ребёнком я чувствую,
что Господь здесь. Потому это мне лично даёт очень много.
К. Мацан
— Потрясающе. Но вот вы сейчас не случайно, наверное, сопоставили ваш опыт служения в хосписе и опыт служения Литургии, совершения Евхаристии — опыт, который нам с Кирой недоступен, неизвестен, о котором мы можем только спрашивать у священников и предполагать, что это такое, но вот...
К. Лаврентьева
— Тебе, может быть, ещё может быть доступен, а мне точно нет.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Вы знаете, я на самом деле считаю, что когда служится Литургия весь
народ служит вместе со священником, и только так. Поэтому, может быть,
как-то по-разному по интенсивности, но в принципе мы все должны это
чувствовать.
К. Мацан
— Да, но я думаю, что в момент искренней, подлинной молитвы, какого-то духовного усилия по милости Божией каждый может в равной степени испытать присутствие Божие. Но не каждый совершает всё-таки Евхаристию. А вы помните какую-то свою первую, может быть, службу? Или какую-то особенно запомнившуюся вам Литургию? Раз уж мы говорим об опыте священства.
Иером. Иоанн (Гуайта)
—
Ну, конечно, помню. И должен сказать, что, во-первых, всё первое время
это было для меня настолько такое потрясение — здесь действительно
потрясение сразу после рукоположения, что, не знаю, сколько ночей подряд
я не спал, но без всякой усталости, между прочим. Да, когда чувствуешь,
что есть что-то, что настолько выше, сильнее тебя, что это точно не ты —
вот так я бы сказал. Но должен сказать, что вот такой же... когда мы
каждый раз перед Чашей говорим: «Со страхом Божиим и верою приступите!» —
говорит священник или диакон... Да, кстати, страх Божий — это теперь
некогда объяснить, но это, конечно, не панический страх, это боязнь
что-то трогать грязными руками, что-то испортить, потому что у тебя, не
знаю, драгоценный хрусталь или что-то очень хрупкое, что вот ты
боишься... вот это есть страх Божий. И то же самое я чувствую рядом с
умирающим ребёнком — абсолютно то же самое, не вижу разницы. И так и
должно быть, потому что всё-таки, что такое Евхаристия? Это жертва,
жертва Христа. И безусловно, невинный ребёнок, который умирает, в этой
жертве участвует без всякого сомнения.
К. Мацан
— На этом моменте, на котором можно просто замолчать и подумать, и к себе какие-то вопросы обратить, мы нашу беседу и закончим. Спасибо большое, отец Иоанн, за искренность, за то, что вы поделились с нами размышлениями и опытом своим, в том числе своим духовным опытом. Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, был сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В студии была Кира Лаврентьева, я — Константин Мацан. До свидания.
К. Лаврентьева
— Всего вам доброго. Спасибо, отец Иоанн.
Иером. Иоанн (Гуайта)
— До свидания. Спасибо.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер