
Фото: PxHere
«Да ведают потомки православных \ земли родной минувшую судьбу» — это строки из исторической драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Поэт любил историю Отечества и часто обращался в своём творчестве к тем или иным событиям прошлого. Всем известны такие его произведения, как уже упомянутая драма «Борис Годунов», баллада «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», повесть «Капитанская дочка». Однако не все знают о том, что Пушкин писал не только художественную историческую литературу, но и научные труды, где не было места вымыслу. Работал с огромным массивом подлинных документов. Результатом этой работы стали книги «История Пугачевского бунта» и незаконченная «История Петра».
Прошлое России интересовало Пушкина всегда. В одном из первых своих опубликованных стихотворений — «Воспоминания о Царском Селе» 15-летний поэт упоминает победы времён Екатерины II и борьбу с Наполеоном. Настольной книгой поэта была знаменитая «История государства Российского» Карамзина. Пушкин вспоминал, что в 1818-м году прочёл многотомник «с жадностию и со вниманием». Не случайно именно Карамзину поэт впоследствии посвятил драму «Борис Годунов».
В 1831-м году Пушкин обратился к Николаю Первому за разрешением на работу в архивах. В официальном документе на имя императора поэт просил исполнить его «давнишнее желание написать Историю Петра Великого и его наследников до государя Петра III». Николай разрешение дал, и Александр Сергеевич погрузился в кропотливую исследовательскую деятельность. О том, как она продвигалась, поэт сообщал в письмах к супруге, Наталье Николаевне Гончаровой: «Ты спрашиваешь меня о Петре? идет помаленьку; скопляю матерьялы — привожу в порядок... того и гляди напечатаю первый том к зиме». Увы, ни напечатать, ни даже завершить «Историю Петра» Пушкину не удалось — работа затянулась, а в 1837 году её прервала безвременная гибель поэта.
Единственным оконченным и опубликованным при жизни историческим трудом Пушкина стала «История Пугачёвского бунта» — о событиях крестьянского восстания 1773-75 годов. При его подготовке Александр Сергеевич изучил не только архивные документы, но и свидетельства очевидцев и участников событий. Для этого он отправился в путешествие по Поволжью и Уралу, которое продолжалось с августа по сентябрь 1833 года. К примеру, уникальные сведения удалось получить Александру Сергеевичу от старой казачки, которой во время событий было 15 лет. Она хорошо помнила бунт. Указала Пушкину место, где стояла изба Пугачёва, описывала, как присягали самозванцу, какие жестокие казни он устраивал. Позже, в поместье Болдино, поэт обрабатывал собранный материал. Многое из услышанного и прочитанного в архивных документах Пушкин использовал при создании «Капитанской дочки».
Были у Пушкина замыслы и других серьезных научных работ. Он хотел написать об истории Малороссии и Камчатки, Французской революции. К большому сожалению, эти замыслы остались нереализованными. И всё же Пушкин успел внести вклад в отечественную историческую науку, о любви к которой говорил в письме Чаадаеву: «...ни за что на свете я не хотел бы ... иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Все выпуски программы Открываем историю
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День рождения А.С. Пушкина;
— Влияние произведений Пушкина на читателей;
— Пушкин в культуре: кино, театре и др.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 06.06.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Призывание помощи святых в сложных обстоятельствах;
— Жизнь в вере и богообщение;
— Пожертвования и роль прихожан в содержании храмов;
— Влияние А.С. Пушкина на русскую культуру и язык.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!