
Фото: PxHere
«Да ведают потомки православных \ земли родной минувшую судьбу» — это строки из исторической драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Поэт любил историю Отечества и часто обращался в своём творчестве к тем или иным событиям прошлого. Всем известны такие его произведения, как уже упомянутая драма «Борис Годунов», баллада «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», повесть «Капитанская дочка». Однако не все знают о том, что Пушкин писал не только художественную историческую литературу, но и научные труды, где не было места вымыслу. Работал с огромным массивом подлинных документов. Результатом этой работы стали книги «История Пугачевского бунта» и незаконченная «История Петра».
Прошлое России интересовало Пушкина всегда. В одном из первых своих опубликованных стихотворений — «Воспоминания о Царском Селе» 15-летний поэт упоминает победы времён Екатерины II и борьбу с Наполеоном. Настольной книгой поэта была знаменитая «История государства Российского» Карамзина. Пушкин вспоминал, что в 1818-м году прочёл многотомник «с жадностию и со вниманием». Не случайно именно Карамзину поэт впоследствии посвятил драму «Борис Годунов».
В 1831-м году Пушкин обратился к Николаю Первому за разрешением на работу в архивах. В официальном документе на имя императора поэт просил исполнить его «давнишнее желание написать Историю Петра Великого и его наследников до государя Петра III». Николай разрешение дал, и Александр Сергеевич погрузился в кропотливую исследовательскую деятельность. О том, как она продвигалась, поэт сообщал в письмах к супруге, Наталье Николаевне Гончаровой: «Ты спрашиваешь меня о Петре? идет помаленьку; скопляю матерьялы — привожу в порядок... того и гляди напечатаю первый том к зиме». Увы, ни напечатать, ни даже завершить «Историю Петра» Пушкину не удалось — работа затянулась, а в 1837 году её прервала безвременная гибель поэта.
Единственным оконченным и опубликованным при жизни историческим трудом Пушкина стала «История Пугачёвского бунта» — о событиях крестьянского восстания 1773-75 годов. При его подготовке Александр Сергеевич изучил не только архивные документы, но и свидетельства очевидцев и участников событий. Для этого он отправился в путешествие по Поволжью и Уралу, которое продолжалось с августа по сентябрь 1833 года. К примеру, уникальные сведения удалось получить Александру Сергеевичу от старой казачки, которой во время событий было 15 лет. Она хорошо помнила бунт. Указала Пушкину место, где стояла изба Пугачёва, описывала, как присягали самозванцу, какие жестокие казни он устраивал. Позже, в поместье Болдино, поэт обрабатывал собранный материал. Многое из услышанного и прочитанного в архивных документах Пушкин использовал при создании «Капитанской дочки».
Были у Пушкина замыслы и других серьезных научных работ. Он хотел написать об истории Малороссии и Камчатки, Французской революции. К большому сожалению, эти замыслы остались нереализованными. И всё же Пушкин успел внести вклад в отечественную историческую науку, о любви к которой говорил в письме Чаадаеву: «...ни за что на свете я не хотел бы ... иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Все выпуски программы Открываем историю
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия