
Фото: PxHere
«Да ведают потомки православных \ земли родной минувшую судьбу» — это строки из исторической драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Поэт любил историю Отечества и часто обращался в своём творчестве к тем или иным событиям прошлого. Всем известны такие его произведения, как уже упомянутая драма «Борис Годунов», баллада «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», повесть «Капитанская дочка». Однако не все знают о том, что Пушкин писал не только художественную историческую литературу, но и научные труды, где не было места вымыслу. Работал с огромным массивом подлинных документов. Результатом этой работы стали книги «История Пугачевского бунта» и незаконченная «История Петра».
Прошлое России интересовало Пушкина всегда. В одном из первых своих опубликованных стихотворений — «Воспоминания о Царском Селе» 15-летний поэт упоминает победы времён Екатерины II и борьбу с Наполеоном. Настольной книгой поэта была знаменитая «История государства Российского» Карамзина. Пушкин вспоминал, что в 1818-м году прочёл многотомник «с жадностию и со вниманием». Не случайно именно Карамзину поэт впоследствии посвятил драму «Борис Годунов».
В 1831-м году Пушкин обратился к Николаю Первому за разрешением на работу в архивах. В официальном документе на имя императора поэт просил исполнить его «давнишнее желание написать Историю Петра Великого и его наследников до государя Петра III». Николай разрешение дал, и Александр Сергеевич погрузился в кропотливую исследовательскую деятельность. О том, как она продвигалась, поэт сообщал в письмах к супруге, Наталье Николаевне Гончаровой: «Ты спрашиваешь меня о Петре? идет помаленьку; скопляю матерьялы — привожу в порядок... того и гляди напечатаю первый том к зиме». Увы, ни напечатать, ни даже завершить «Историю Петра» Пушкину не удалось — работа затянулась, а в 1837 году её прервала безвременная гибель поэта.
Единственным оконченным и опубликованным при жизни историческим трудом Пушкина стала «История Пугачёвского бунта» — о событиях крестьянского восстания 1773-75 годов. При его подготовке Александр Сергеевич изучил не только архивные документы, но и свидетельства очевидцев и участников событий. Для этого он отправился в путешествие по Поволжью и Уралу, которое продолжалось с августа по сентябрь 1833 года. К примеру, уникальные сведения удалось получить Александру Сергеевичу от старой казачки, которой во время событий было 15 лет. Она хорошо помнила бунт. Указала Пушкину место, где стояла изба Пугачёва, описывала, как присягали самозванцу, какие жестокие казни он устраивал. Позже, в поместье Болдино, поэт обрабатывал собранный материал. Многое из услышанного и прочитанного в архивных документах Пушкин использовал при создании «Капитанской дочки».
Были у Пушкина замыслы и других серьезных научных работ. Он хотел написать об истории Малороссии и Камчатки, Французской революции. К большому сожалению, эти замыслы остались нереализованными. И всё же Пушкин успел внести вклад в отечественную историческую науку, о любви к которой говорил в письме Чаадаеву: «...ни за что на свете я не хотел бы ... иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер