
Родственников не выбирают. И порой нам приходится жить рядом с теми, кто обременяет нашу жизнь. Можно ли каким-то образом прекратить тяжёлые отношения? Ответ на этот вопрос мы находим в 79-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!
5 Господи, Боже сил! Доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слёзным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!
9 Из Египта перенёс Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил её;
10 очистил для неё место, и утвердил корни её, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью её, и ветви её как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды её, так что обрывают её все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает её, и полевой зверь объедает её.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжён огнём, обсечён; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твоё.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!
Во время написания только что прозвучавшего псалма жизнь еврейского народа была не простой. Псалмопевец говорит, что хлеб, который едят люди, пропитан их слезами. И сами они чрезмерно напились, буквально захлебнулись, своим плачем и рыданиями. Всё это из-за того, что Израиль превратился в объект издевательств со стороны своих соседей. Текст оригинала намекает на то, что территория еврейского государства стала предметом раздора для окружающих народов. Они делят её, как добычу.
Для того, чтобы выяснить, о каких именно событиях идёт речь, толкователи обращают внимание на имена, которые упоминаются в начале псалма. Иосиф, Ефрем, Вениамин и Манассия. Все они — родоначальники наиболее сильных племён богоизбранного народа, из которых состояло Северное еврейское царство. Поэтому, скорее всего, в псалме речь идёт об ассирийском завоевании. В конце 8 столетия до Рождества Христова цари Ассирии провели ряд военных кампаний на севере Палестины. В результате этих нашествий Северное царство, которое состояло из 10 колен еврейского народа, перестало существовать. Знатные люди были уведены в плен. Те, кто остался на пепелище, или рассеялись по окрестным землям и смешались с языческими племенами, или ушли в Южное еврейское Царство, Иудею, со столицей в Иерусалиме.
Автор псалма — житель Иерусалима. Он служитель храма. И несмотря на то, что между Севером и Югом отношения временами были очень напряжённые, и даже случались братоубийственные войны, произошедшее с северянами потрясает его до глубины души. Ведь речь идёт о своих. Это родственники, одна кровь, один народ, одна вера, одна история. Не случайно в псалме используется образ виноградной лозы. Господь выкопал её в Египте, бережно перенёс в Палестину, расчистил для неё место и заботливо насадил её, чтобы она росла под Его внимательным, любящим взором. Лоза разрослась, укрепила корни, начала приносить плоды. Так псалмопевец вспоминает то, что произошло с евреями, которых Бог вывел из египетского рабства и дал им Землю Обетованную, в которой они создали свои государства.
И вот теперь случилась непоправимое. Большая, возможно, лучшая часть виноградника уничтожена. Буквально за пару десятков лет перестал существовать целый народ. Но ведь это может произойти и с нами — словно восклицает псалмопевец. Ведь нет разницы между Севером и Югом. Это одна и та же лоза. Поэтому трижды псалмопевец повторяет фразу: «восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!» То есть объедини нас. Верни нас к Тебе, Господи! Умири вражду между нами. Научи нас прощать друг друга. Потому что лишь в этом случае мы не исчезнем с лица этой земли окончательно.
Самые сильные распри и ссоры случаются именно между родными людьми. И зачастую в порыве гнева мы желаем обидчику сгинуть из нашей жизни. Так сильна та боль, которую он нам причинил. Но в эти мгновения справедливого возмущения мы не задумываемся о том, какую боль мы испытаем, если он действительно исчезнет. Ликование и радость от собственной правоты и превосходства в скором времени могут обернуться ощущением пустоты. Мы осознаем, что произошла страшная трагедия. Потеряно то, что не восполнить. А потому будем беречь своих родных. Постараемся учиться принимать их такими, какие они есть. Ведь именно через любовь и заботу о самых близких Господь и открывает нам Своё Царство.
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 111. На струнах Псалтири
1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
5 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.
6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.
8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.
10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
«Бумеранг добра»

Фото: Alina Matveycheva / Pexels
Валентина Ивановна, профессор университета, выпустила не одно поколение ученых-биологов, но они всё равно возвращались к ней, уже с наследниками. Даже когда она вышла на пенсию, её бывшие студенты были готовы доверить образование своих детей только любимому преподавателю. И она стала давать частные уроки для школьников у себя дома.
Своих детей, к сожалению, Валентине Ивановне баловать не пришлось. Поэтому каждого ученика она угощала всем тем, на что была щедра её огромная душа. Родители учеников пытались перевоспитать расточительную натуру Валентины Ивановны, но безуспешно. Поэтому старались не приводить детей с пустыми руками на урок.
Однажды, в качестве благодарности, принесли коробку конфет. Не простую, а трёхэтажную и столь эстетически совершенную, что Валентина Ивановна сочла себя недостойной даже её открывать. И подарила изумительный шедевр своей любимой подруге. Та как раз была многодетной бабушкой. Подруга была не жадной, но опытной, и спрятала конфеты «на подарок». Случай, требующий престижного подношения, наметился совсем скоро. Младшая внучка приболела и пришлось беспокоить лечащего семейного врача в позднее время. Конфеты перекочевали в новую семью. Но и там задержались недолго.
Через три дня, в праздник святителя Николая, 12-летняя дочь побеспокоенного врача Маша подарила их любимой преподавательнице по биологии. Когда Валентина Ивановна взяла в руки хорошо знакомые ей конфеты всего через неделю после расставания с ними, то в замешательстве посмотрела на небо. Утром, за завтраком, она угостила лакомством мужа, чем немало его удивила. «Сегодня можно, нам разрешили», — улыбнулась Валентина Ивановна.
Текст Виктории Каушанской читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
29 марта. О Суде Божьем

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
О Суде Божьем — священник Родион Петриков.
Эти слова из Евангелия от Иоанна словно светильник, освещающий путь к пониманию Божьего суда. Христос говорит: «Я ничего не могу творить сам от себя. Как слышу, так и сужу, и суд мой праведен». Здесь ключ к пониманию природы того, как судит Бог. Это не суд человеческий, где часто царят предубеждения, борьба и личные интересы. Это суд, основанный на совершенной воле Отца, на абсолютной истине. А истина заключается в том, что Бог и есть любовь. И таким образом, суд Божий — это место, где исполняются слова из Псалма 84-го. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются». То есть мы будем судиться по воле Отца, который есть совершенная истина и в то же время совершенная любовь. И в этом наша великая надежда и утешение.
Все выпуски программы Актуальная тема