Родственников не выбирают. И порой нам приходится жить рядом с теми, кто обременяет нашу жизнь. Можно ли каким-то образом прекратить тяжёлые отношения? Ответ на этот вопрос мы находим в 79-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!
5 Господи, Боже сил! Доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слёзным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!
9 Из Египта перенёс Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил её;
10 очистил для неё место, и утвердил корни её, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью её, и ветви её как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды её, так что обрывают её все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает её, и полевой зверь объедает её.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжён огнём, обсечён; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твоё.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!
Во время написания только что прозвучавшего псалма жизнь еврейского народа была не простой. Псалмопевец говорит, что хлеб, который едят люди, пропитан их слезами. И сами они чрезмерно напились, буквально захлебнулись, своим плачем и рыданиями. Всё это из-за того, что Израиль превратился в объект издевательств со стороны своих соседей. Текст оригинала намекает на то, что территория еврейского государства стала предметом раздора для окружающих народов. Они делят её, как добычу.
Для того, чтобы выяснить, о каких именно событиях идёт речь, толкователи обращают внимание на имена, которые упоминаются в начале псалма. Иосиф, Ефрем, Вениамин и Манассия. Все они — родоначальники наиболее сильных племён богоизбранного народа, из которых состояло Северное еврейское царство. Поэтому, скорее всего, в псалме речь идёт об ассирийском завоевании. В конце 8 столетия до Рождества Христова цари Ассирии провели ряд военных кампаний на севере Палестины. В результате этих нашествий Северное царство, которое состояло из 10 колен еврейского народа, перестало существовать. Знатные люди были уведены в плен. Те, кто остался на пепелище, или рассеялись по окрестным землям и смешались с языческими племенами, или ушли в Южное еврейское Царство, Иудею, со столицей в Иерусалиме.
Автор псалма — житель Иерусалима. Он служитель храма. И несмотря на то, что между Севером и Югом отношения временами были очень напряжённые, и даже случались братоубийственные войны, произошедшее с северянами потрясает его до глубины души. Ведь речь идёт о своих. Это родственники, одна кровь, один народ, одна вера, одна история. Не случайно в псалме используется образ виноградной лозы. Господь выкопал её в Египте, бережно перенёс в Палестину, расчистил для неё место и заботливо насадил её, чтобы она росла под Его внимательным, любящим взором. Лоза разрослась, укрепила корни, начала приносить плоды. Так псалмопевец вспоминает то, что произошло с евреями, которых Бог вывел из египетского рабства и дал им Землю Обетованную, в которой они создали свои государства.
И вот теперь случилась непоправимое. Большая, возможно, лучшая часть виноградника уничтожена. Буквально за пару десятков лет перестал существовать целый народ. Но ведь это может произойти и с нами — словно восклицает псалмопевец. Ведь нет разницы между Севером и Югом. Это одна и та же лоза. Поэтому трижды псалмопевец повторяет фразу: «восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!» То есть объедини нас. Верни нас к Тебе, Господи! Умири вражду между нами. Научи нас прощать друг друга. Потому что лишь в этом случае мы не исчезнем с лица этой земли окончательно.
Самые сильные распри и ссоры случаются именно между родными людьми. И зачастую в порыве гнева мы желаем обидчику сгинуть из нашей жизни. Так сильна та боль, которую он нам причинил. Но в эти мгновения справедливого возмущения мы не задумываемся о том, какую боль мы испытаем, если он действительно исчезнет. Ликование и радость от собственной правоты и превосходства в скором времени могут обернуться ощущением пустоты. Мы осознаем, что произошла страшная трагедия. Потеряно то, что не восполнить. А потому будем беречь своих родных. Постараемся учиться принимать их такими, какие они есть. Ведь именно через любовь и заботу о самых близких Господь и открывает нам Своё Царство.
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











