
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри мы очень часто встречаем упоминание бедственного положения праведника в связи с тем, что его враги направили против него своё оружие. Чаще всего под оружием Псалтырь понимает соответствующее воинское снаряжение. Но есть и исключения. Так, сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 63-й псалом, и в нём под оружием понимается нечто совсем иное, в частности, злое язвительное слово.
Псалом 63.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово,
5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
Как мы только что услышали, псалмопевец назвал язык — мечом, а язвительное слово — луком. То есть и первое, и второе — это оружие, которым враги хотят поразить праведника. Автор этого псалма — царь Давид, и его нельзя заподозрить в трусости; если он говорит, что подвергается опасности, значит, это так и есть. Более того, всё настолько плохо, что Давид вынужден обращаться к Богу с просьбой о защите, причём защите не от физического насилия, а от язвительных слов.
Конечно, прилагательное «язвительные» — это лишь один из возможных переводов оригинального еврейского слова; здесь можно было бы сказать и, к примеру, «жестокое слово».
Да, мы знаем, что словом можно уничтожить человека. Знает об этом и Священное Писание: так, в книге Притчей Соломоновых есть такие слова: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притч. 12:18).
Однако Псалтырь не была бы Псалтырью, если бы в ней шла речь лишь о всем прекрасно известной «бытовой» силе слова, а потому нам стоит посмотреть на 63-й псалом внимательнее. В частности, нам стоит обратить внимание вот на какую строку: «Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца» (Пс. 63:7). Людям, которые знакомы с Евангелием, эта строка не может не напомнить суд над Спасителем мира Иисусом Христом. Во время этого суда у обвинителей Христа было только одно оружие — ложное слово. Они, как мы помним, искали лжесвидетелей: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:59–60). Они никак не могли закончить своё расследование вовсе не потому, что стремились дойти до истины; своими действиями они хотели создать видимость законного суда.
Обо всем этом было сказано в 63-м псалме. Сказано в нём и о том, что произошло в дальнейшем: осудившие неправедным судом Спасителя мира иудеи осудили в конечном итоге самих себя. Ну а на непредвзятых свидетелей казни Христа Его Смерть произвела то впечатление, которое было предвозвещено царём, пророком и псалмопевцем Давидом: «И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело» (Пс. 63:10).
Псалом 63. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 63. (Церковно-славянский перевод)
25 июля. О чудесах Христовых

В 15-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева».
О чудесах Христовых — протоиерей Владимир Быстрый.
Каждое чудо Иисуса Христа — прежде всего акт безмерной любви Бога к страдающему человеку. Видя боль, Он умилосердился. Как говорил Иоанн Златоуст, Он творил чудеса не для удивления, а чтобы привлечь к вере и показать Свою спасительную миссию.
Одновременно чудеса были сокровенным богоявлением, исполнением древних пророчеств: они приоткрывали тайну: «В этом Человеке действует Сам Творец». Блаженный Феофилакт называл их доказательствами Его божества.
Реакция людей была разная: простые люди дивились и славили Бога, видя в Нём великого пророка. Некоторые, например, как Петр, прозревали глубже: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Другие сомневались из-за Его скромного облика и происхождения. А вожди, первосвященники в гордыне и страхе отвергали свет, хуля источник чудес.
Итак, изумление народа у моря — это вечный образ нашей души пред Божьим действием. Чудеса Христовы — это знамения. Они являют безмерную любовь Бога и призывают к вере, к распознанию в Иисусе из Назарета истинного Сына Божия, истинного Мессии, истинного Спасителя.
И тогда, и сейчас каждый стоит перед выбором — принять этот свет любви и истины или отвергнуть его. Увидим ли мы за чудом безмерную любовь, а за Человеком из Назарета — Самого Бога?
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июля. Об Александрийском столпе как символе победы православия

Сегодня 25 июля. В этот день в 1832 году в Петербург привезена Александровская колонна.
Об Александрийском столпе как символе победы православия — священник Захарий Савельев.
Александр Сергеевич Пушкин упомянул эту колонну в своём стихотворении «Памятник», назвав её Александрийской в честь императора Александра I, в честь победы которого она и была воздвигнута на Дворцовой площади. Этот Александрийский столб, Александровская колонна, является главным памятником, главным символом Санкт-Петербурга.
Но нам необходимо задуматься о том, что памятник — что в советские годы, годы безбожия, когда в главных соборах Санкт-Петербурга открывались музеи атеизма, — не менялся, не демонтировался, а самое главное, крест в руке Архангела Михаила не был убран, не потерпел никаких изменений. Крест как осенял город Святого Петра, так и продолжил осенять, хотя и само название города тоже было изменено, как мы с вами знаем, на Ленинград.
И наверное, это тоже вот определённый символ победы православия, победы христианского духа в Санкт-Петербурге, ну и вообще во всей нашей стране, потому что сколько бы люди ни переименовывали города, ни закрывали храмы, ни демонтировали яркие памятники православной культуры как в прямом, так и в переносном смысле этого слова, до конца это всё испепелить невозможно.
И самые главные, самые яркие символы православия, символы христианства на Руси остались и останутся навсегда.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июля. О личности императора Константина Великого

Сегодня 25 июля. В этот день в 326 году Римский император Константин во время празднования 20-летия своего правления в Риме впервые отказался от выноса языческих идолов.
О личности императора Константина Великого — протоиерей Михаил Самохин.
Император, созвавший Вселенский собор и крестившийся лишь перед смертью, давший свободу христианам и сохранявший за собой языческие титулы, бывшие частью императорского звания.
Если смотреть сквозь многовековую толщу, перед нами встаёт живой человек, со своими взглядами и страхами, условностями и противоречиями.
Однако сегодняшнее событие показывает нам бесстепенный процесс воцерковления сознания и души великого политика и просто человека. Ведь мы знаем, что Константин Великий не только отказался от церемонии выноса языческих идолов, но и некоторые документы подписывал «Раб Христов».
А значит, промыслительно попал в наш церковный календарь вместе со своей благочестивой матерью, царицей Еленой.
Равноапостольный Константин, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема