
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Сегодня атеизм воспринимается как одно из вполне возможных и легальных мировоззрений. Но всегда ли он существовал и что говорит о нём Библия? Ответ на этот вопрос звучит в 52-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 52.
1 Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида.
2 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.
3 Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
4 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?
6 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.
7 Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Лет 10 назад, читая одну статью по истории этики, я встретил утверждение, которое гласило: «Атеизм такое же древнее явление, как и религия». Конечно, в сердце и в сознание древнего человека проникнуть невозможно, но в захоронениях неандертальцев и уже тем более кроманьонцев видны явные признаки заботы о посмертной участи человека и даже, возможно, надежды на воскресение тела. Однако автор и не думал говорить о такой древности. Он апеллировал к Библии и в первую очередь цитировал слова Давида: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога», которые мы слышим в сегодняшнем псалме. И кажется действительно, как можно иначе интерпретировать эти слова: «Бога нет»? Разве это не атеизм?
И всё же человек, о котором говорит Давид, вероятнее всего, не был атеистом в том смысле, в котором мы сегодня употребляем это слово. Дело в том, что мы уже не одну сотню лет живём в рамках монотеизма, то есть верим, что Бог один. Человека, который говорит: «Бога нет», мы воспринимаем как материалиста, для которого мир возник и развивается случайно. Но совсем не так эту фразу слышал язычник, потому что в ответ на неё у него возникал неожиданный для нас вопрос: «Нет Бога? Какого именно? Ведь их много». И действительно, у народов, которые окружали Давида, было большое число своих богов. Давид, как и любой человек, находившийся в завете с Богом, и любой христианин сегодня, конечно же, считал всех этих богов ложными и верил в одного истинного Бога, сотворившего небо и землю. В свою очередь язычники платили Давиду тем же — это твоего Бога нет, говорили они. Они не отрицали духовного мира, не отрицали зависимости от него человека... Они, как позже скажет пророк Иеремия: «Солгали на Господа и сказали — нет Его». Издеваясь над Давидом, нападая на его страну, окружая его город, они говорили: твой Бог тебе не поможет, за то наши помогут нам.
Но для Давида очевидно, что Бог не только есть, Он реально участвует в жизни мира, видит сердца сынов человеческих и знает об их развращённости, ведь нет праведного среди них ни одного. Грешники готовы клеветать на Бога, нападать и уничтожать Его народ и поедать тех, кого Господь называет Своими детьми. Но в итоге же, бесстрашно нападая на иудеев, они сами устрашатся там, где не ожидали... Бог, в Которого они не верили и о Котором готовы были лгать, «рассыплет кости их», так что они будут опозорены за свою самоуверенность. Давид верит, что истина восторжествует и люди, предавшие себя в руки Божии, будут спасены. Вместе с Давидом будем верить и мы. Но не просто верить, что Бог есть. Будем полагаться на Него, ведь как бы ни был развращён мир, Господь никогда не оставит верующих в Него и доверяющих Ему.
Псалом 52. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 52. (Церковно-славянский перевод)
Журнал «КлеверЛаб» знакомит детей и взрослых с православной культурой

Что значит православный крест? Чем отличаются иконы от картин? Какие есть церковные праздники? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в онлайн-журнале «КлеверЛаб». Это информационный ресурс для педагогов и родителей, ориентированный на образование и воспитание детей в духе православной культуры.
Команда профессионалов регулярно готовит статьи, подборки фильмов и книг, материалы для работы с детьми в школах и не только.
Ольга Гущина — педагог, куратор по образованию и культуре при Нижегородской епархии — часто прибегает к помощи проекта «КлеверЛаб». Она проводит экскурсии для школьников в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода. Благодаря чему дети узнают о русской православной культуре, особенностях архитектуры храмов и многом другом. Чтобы рассказывать обо всём живо и интересно, Ольга Валентиновна пользуется советами и статьями журнала. «В этом году я провожу экскурсии для учеников 3-4 классов. Детям нравится приходить в большой и красивый храм, узнавать что-то новое. Я вижу, как многие проникаются знаниями о Боге и православных традициях, — делится женщина. — И что особенно важно, у некоторых появляется желание прийти на праздник первой исповеди, который устраивается в нашем Спасо-Преображенском соборе, или пойти в воскресную школу при храме.
Мая задача, как педагога — сеять в детях добрые зёрна. И журнал „КлеверЛаб“ в этом мой незаменимый помощник».
Статьи и подборки онлайн-журнала помогают сделать образовательный процесс увлекательным и эффективным. Вы можете поддержать проект финансово и тем самым дать возможность его команде создавать ещё больше полезных материалов. Найти ресурс в интернете просто — наберите в поисковой строке «Журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги Нового Завета о Церкви». Анастасия Медведева

У нас в студии была старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Анастасия Медведева.
Разговор шел о том, что известно из Нового Завета о первых годах существования христианской Церкви, как жили апостолы и ученики Христа рядом со Спасителем, как росла и существовала община христиан после Вознесения Христа, как умножались христианские общины, сохраняя при этом церковное единство.
Этой беседой мы продолжаем цикла из пяти программ о Церкви.
Первая программа с доктором исторических наук Андреем Виноградовым была посвящена истории ранней Церкви.
Вторая беседа с профессором Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шлёновым) была посвящена тому, как святые отцы формулировали учение о Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Наставления прп. Иоанна Лествичника». Священник Григорий Геронимус

У нас в студии был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о наставлениях преподобного Иоанна Лествечника, собранным в книге «Лесвица» и о том, насколько они могут быть применимы и полезны в жизни современного человека.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер