
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Сегодня атеизм воспринимается как одно из вполне возможных и легальных мировоззрений. Но всегда ли он существовал и что говорит о нём Библия? Ответ на этот вопрос звучит в 52-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 52.
1 Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида.
2 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.
3 Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
4 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?
6 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.
7 Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Лет 10 назад, читая одну статью по истории этики, я встретил утверждение, которое гласило: «Атеизм такое же древнее явление, как и религия». Конечно, в сердце и в сознание древнего человека проникнуть невозможно, но в захоронениях неандертальцев и уже тем более кроманьонцев видны явные признаки заботы о посмертной участи человека и даже, возможно, надежды на воскресение тела. Однако автор и не думал говорить о такой древности. Он апеллировал к Библии и в первую очередь цитировал слова Давида: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога», которые мы слышим в сегодняшнем псалме. И кажется действительно, как можно иначе интерпретировать эти слова: «Бога нет»? Разве это не атеизм?
И всё же человек, о котором говорит Давид, вероятнее всего, не был атеистом в том смысле, в котором мы сегодня употребляем это слово. Дело в том, что мы уже не одну сотню лет живём в рамках монотеизма, то есть верим, что Бог один. Человека, который говорит: «Бога нет», мы воспринимаем как материалиста, для которого мир возник и развивается случайно. Но совсем не так эту фразу слышал язычник, потому что в ответ на неё у него возникал неожиданный для нас вопрос: «Нет Бога? Какого именно? Ведь их много». И действительно, у народов, которые окружали Давида, было большое число своих богов. Давид, как и любой человек, находившийся в завете с Богом, и любой христианин сегодня, конечно же, считал всех этих богов ложными и верил в одного истинного Бога, сотворившего небо и землю. В свою очередь язычники платили Давиду тем же — это твоего Бога нет, говорили они. Они не отрицали духовного мира, не отрицали зависимости от него человека... Они, как позже скажет пророк Иеремия: «Солгали на Господа и сказали — нет Его». Издеваясь над Давидом, нападая на его страну, окружая его город, они говорили: твой Бог тебе не поможет, за то наши помогут нам.
Но для Давида очевидно, что Бог не только есть, Он реально участвует в жизни мира, видит сердца сынов человеческих и знает об их развращённости, ведь нет праведного среди них ни одного. Грешники готовы клеветать на Бога, нападать и уничтожать Его народ и поедать тех, кого Господь называет Своими детьми. Но в итоге же, бесстрашно нападая на иудеев, они сами устрашатся там, где не ожидали... Бог, в Которого они не верили и о Котором готовы были лгать, «рассыплет кости их», так что они будут опозорены за свою самоуверенность. Давид верит, что истина восторжествует и люди, предавшие себя в руки Божии, будут спасены. Вместе с Давидом будем верить и мы. Но не просто верить, что Бог есть. Будем полагаться на Него, ведь как бы ни был развращён мир, Господь никогда не оставит верующих в Него и доверяющих Ему.
Псалом 52. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 52. (Церковно-славянский перевод)
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема