
«...Бог прощает нас при условии, чтобы мы сами прощали, чтобы в душе нашей не было никакой ненависти, злопамятства, осуждения, чтобы мы любили людей, помогали им посильно от сердца словом, делом, участием. Господь будет судить нас, учитывая, как мы сами относились к людям нуждающимся. Но нельзя тщеславиться добрыми делами. Тщеславие — это гибель. Мы поступаем неправильно, когда, узнав о чужом несчастии и помня обиду, говорим: „Это Бог его наказал за меня!“
Вот приходит Великий пост. Надо встать на борьбу с грехом. Путь борьбы — это победы и поражения. Не следует унывать. Вера должна быть во всем: не только в уме и воле, но и в сердце. Об этом нужно просить Господа...»
Алексей Дементьев читал нам из сборника «Свеча Богу. Московский старец протоиерей Василий Серебренников». Это был фрагмент из проповеди, записанный одним из чад московского батюшки — в Прощёное воскресение 1992-го года.
Я часто думаю, друзья, для чего нам, мирянам, следует обращаться вот к таким книгам, — посвящённым памяти тех или иных современных нам священников (иногда и не самых знаменитых — в широких, как принято говорить — кругах). Думаю, потому, что мы постоянно нуждаемся в маяках. Сами стать ими, скорее всего, не можем, мы ведь только лодочки, плывущие по житейскому морю. А маяки — ох, как они нужны. От маяка к маяку увереннее и твёрже держим свой таинственный, полный испытаний и маленьких побед путь — к Богу, к обретению Благодати. А тем, кого я называю маяками, им ведь всегда труднее нас. И свидетельства их ближних — то подтверждают. Вот о протоиерее Василии Серебренникове вспоминает насельник Свято-Данилова монастыря иеромонах Иона. Читает Алексей Дементьев.
«Раньше у отца Василия был дар слез во время служения Божественной литургии. Он рассказывал, что перед службой всегда клал рядом с собой стопку салфеток, и все-таки не хватало — все было мокро от слез. Собратия не понимали, роптали и, возможно, завидуя ему, укоряли, считали актером, человеком духовно нездоровым.
— Но сейчас Вы не плачете?
— Господь отнял слезы за гордость, за один поступок.
Он не сказал какой.
Отец Василий был опытным аскетом. С ним было нелегко. Как многие подвижники, он исходил из собственного опыта, шел от личных духовных переживаний и, мне казалось, искал и даже требовал... слишком многого...»
С середины 1955-го года и до самой своей кончины в 1996-м, этот священник и выдающийся медик (а отец Василий Серебренников десятилетиями сам тяжко хворал от хронических болезней) был клириком церкви Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. Сборник о нём и о его служении вышел из печати спустя десятилетие после того, как отец Василий отошел к Господу.
Книга «Свеча Богу. Московский старец протоиерей Василий Серебренников» — вполне доступна, и, я надеюсь, что однажды она окажется в добром чтении — у кого-то из наших слушателей.
С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем — в чтении Алексея Дементьева — ещё один фрагмент из духовного дневника протоиерея Василия Серебренникова.
«6 августа 1989 года. Проверьте себя: ни один день не проходит без искушений, и это для того, чтобы мы научились молиться. Неверно думать, что мы еще молоды, что молиться научимся в старости, когда будет свободное время. Нет! Молиться надо все время. Не только прочесть утренние и вечерние молитвы, но и во время работы надо молиться».
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема