Протоиерей Павел Великанов многим хорошо знаком как богослов, педагог и радиоведущий. И вот теперь у читателей появилась возможность оценить и писательский талант священника. Первая книга отца Павла — сборник рассказов под названием «Самый главный Господин» вышла в издательстве «Никея». Как признаётся в предисловии автор, его рассказы — результат попытки посмотреть на жизнь как бы немного со стороны. А поскольку большое, как известно, видится на расстоянии, то в самых простых и обыденных вещах получилось разглядеть новые глубокие смыслы. Своими открытиями отец Павел делится с нами на страницах книги.
Формат повествования, пожалуй, оптимален для современного читателя. Это короткие, в основном, в одну-две страницы, необыкновенно живые и яркие зарисовки: истории из семинарских будней, впечатления путешественника и паломника, рассказы о прихожанах и сюжеты из собственной семейной жизни священника. Как подметила писательница Майя Кучерская в своём вступительном слове к книге отца Павла, рассказы напоминают фрагменты большого блога. Забавные случаи, назидательные происшествия, удивительные совпадения — чего в них только нет. Написаны они в простой и доверительной манере и повествуют о вещах, каждому знакомых и близких. Возможно, поэтому книга протоиерея Павла Великанова «Самый главный Господин» стала тем самым случаем, когда священническая проза выходит далеко за пределы церковной читательской аудитории.
Но, конечно, не только стилем и оригинальностью сюжетов покоряют рассказы отца Павла. Важно в них, наверное, ещё и то, что после каждого хочется задуматься, проанализировать собственную жизнь, и, может быть, даже что-то в ней и в самих себе поменять. Например, прочитав рассказ «Всемогущая Сири»: в нём описывается курьёзный, на первый взгляд, случай, который отец Павел подсмотрел в Америке. Маленькая девочка потеряла из вида свою маму, и отыскать её с плачем умоляла... голосового помощника, робота из смартфона! Размышляя над ситуацией, отец Павел не критикует современный прогресс, но всё же предлагает не доводить наше с ним взаимодействие до абсурда.
Автор не критикует, а присматривается и часто замечает нечто большее, чем могут увидеть глаза, и в других своих рассказах. И выясняется, что ярко накрашенная кассирша в столовой из рассказа «Постник» соблюдает пост едва ли не строже, чем сам батюшка. А парень в самолёте, бесцеремонно пританцовывающий под музыку в рассказе «Наушники», оказывается поклонником Баха. Герои отца Павла Великанова раскрываются перед читателями самыми лучшими своими гранями. А все события и мелочи в жизни вдруг оказываются мудро взаимосвязанными — так, как может их связать только Один-единственный Самый Главный Господин.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»