
Фото: Дарья Титова / Pexels
На псковское село Чудские Заходы опустился вечер. Хозяйки в избах накрывали столы к ужину. Собралась за самоваром и семья Гурьяновых — отец, мать и четверо сыновей. Пили горячий чай, неспешно беседовали. Неожиданно, прямо посреди разговора, глава семейства отставил чашку в сторону. Внимательно посмотрел на младшего сына Николая. Протянул через стол руку, погладил мальчика по голове. И сказал супруге: «Из всех нас он с тобой останется, доглядит тебя». Слова эти тогда прозвучали странно и не к месту. Но они оказались пророческими. Отец семейства, Алексей Иванович Гурьянов, скончался через год после того разговора — в 1914-м. Трое старших братьев — Михаил, Пётр и Анатолий — погибли во время Великой Отечественной войны. А рядом с матерью Екатериной Степановной до последнего её дня оставался младший сын Николай. Мы знаем его сегодня как выдающегося духовного подвижника ХХ-го века, старца Николая Гурьянова.
Эпизод с отцовским пророчеством батюшка Николай впоследствии часто вспоминал в беседах со своими духовными чадами. Много рассказывал он и о матери, которую ласково называл мамушкой. С кончиной супруга заботы о большой семье легли на хрупкие плечи Екатерины Степановны. Николаю тогда едва исполнилось 5 лет. Ему, самому маленькому, доставалась особая материнская забота и внимание. Коля рос послушным ребёнком. За какое бы дело ни брался, прежде спешил посоветоваться с любимой мамушкой. Спрашивал: «Мама, а не грешно ли это? Угодно ли Господу»?
Горячую веру в Бога передала детям мать, Екатерина Степановна. Старец Николай Гурьянов вспоминал: «Матушка моя никогда с Евангелием не расставалась». Екатерина Степановна была регентом хора в их сельском храме Архистратига Михаила. С ранних лет мать брала с собою в церковь и Николая. К шести годам Коля пел на клиросе, прислуживал в алтаре. Батюшка вспоминал, как в детстве по ночам он порой просыпался и начинал шёпотом молиться. Тогда пробуждалась и Екатерина Степановна. С улыбкой говорила сыну: «Укрепи тебя, Господи». И вставала на молитву рядом с ним.
В октябре 1917-го года к власти в России пришли большевики. Начались гонения на Церковь. Николай, между тем, не скрывал своей веры и открыто проповедовал — сначала в школе, потом — в институте, где учился. В августе 1931-го Николая Гурьянова арестовали и приговорили к ссылке на долгих 11 лет. Наказание отбывал в трудовом лагере Сыктывкара. Как страдало материнское сердце Екатерины Степановны! Весточки от сына приходили редко — заключённые имели право всего на два письма в год. В тревоге и безвестности Екатерина Степановна молилась о сыне. Просила Бога, чтобы сын вернулся домой живым.
Это произошло в 1942-м. Николай освободился, и в том же году принял рукоположение в священнический сан. Батюшка служил в разных городах страны. И всюду рядом с ним была его любимая мамушка. Отправилась она вместе с сыном и на маленький рыбацкий остров в Псковском озере — Талабск, известный также как Залит. В 1958-м году отца Николая назначили туда настоятелем Никольского храма. Талабчане рассказывали, как Екатерина Степановна помогала батюшке во всех его делах на новом месте. Отец Николай решил благоустроить Талабск, который остался без зелёных насаждений — в годы Великой Отечественной войны остров был почти полностью сожжён. Екатерина Степановна вместе с сыном повсюду сажала деревья, цветы, кустарники. О том, насколько близки были мать и сын, говорят письма батюшки Николая из Талабска к его духовным чадам, которые он всегда подписывал так: «С любовью к вам и земным поклоном — Мамушка и я».
В 1969 году Екатерина Степановна отошла ко Господу. Отец Николай Гурьянов всю жизнь хранил светлую память о своей мамушке. Говорил, что она была его духовным другом, святой женщиной. И каждого, кто приезжал к нему на остров, просил помолиться о упокоении рабы Божьей Екатерины.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер