
Фото: Дарья Титова / Pexels
На псковское село Чудские Заходы опустился вечер. Хозяйки в избах накрывали столы к ужину. Собралась за самоваром и семья Гурьяновых — отец, мать и четверо сыновей. Пили горячий чай, неспешно беседовали. Неожиданно, прямо посреди разговора, глава семейства отставил чашку в сторону. Внимательно посмотрел на младшего сына Николая. Протянул через стол руку, погладил мальчика по голове. И сказал супруге: «Из всех нас он с тобой останется, доглядит тебя». Слова эти тогда прозвучали странно и не к месту. Но они оказались пророческими. Отец семейства, Алексей Иванович Гурьянов, скончался через год после того разговора — в 1914-м. Трое старших братьев — Михаил, Пётр и Анатолий — погибли во время Великой Отечественной войны. А рядом с матерью Екатериной Степановной до последнего её дня оставался младший сын Николай. Мы знаем его сегодня как выдающегося духовного подвижника ХХ-го века, старца Николая Гурьянова.
Эпизод с отцовским пророчеством батюшка Николай впоследствии часто вспоминал в беседах со своими духовными чадами. Много рассказывал он и о матери, которую ласково называл мамушкой. С кончиной супруга заботы о большой семье легли на хрупкие плечи Екатерины Степановны. Николаю тогда едва исполнилось 5 лет. Ему, самому маленькому, доставалась особая материнская забота и внимание. Коля рос послушным ребёнком. За какое бы дело ни брался, прежде спешил посоветоваться с любимой мамушкой. Спрашивал: «Мама, а не грешно ли это? Угодно ли Господу»?
Горячую веру в Бога передала детям мать, Екатерина Степановна. Старец Николай Гурьянов вспоминал: «Матушка моя никогда с Евангелием не расставалась». Екатерина Степановна была регентом хора в их сельском храме Архистратига Михаила. С ранних лет мать брала с собою в церковь и Николая. К шести годам Коля пел на клиросе, прислуживал в алтаре. Батюшка вспоминал, как в детстве по ночам он порой просыпался и начинал шёпотом молиться. Тогда пробуждалась и Екатерина Степановна. С улыбкой говорила сыну: «Укрепи тебя, Господи». И вставала на молитву рядом с ним.
В октябре 1917-го года к власти в России пришли большевики. Начались гонения на Церковь. Николай, между тем, не скрывал своей веры и открыто проповедовал — сначала в школе, потом — в институте, где учился. В августе 1931-го Николая Гурьянова арестовали и приговорили к ссылке на долгих 11 лет. Наказание отбывал в трудовом лагере Сыктывкара. Как страдало материнское сердце Екатерины Степановны! Весточки от сына приходили редко — заключённые имели право всего на два письма в год. В тревоге и безвестности Екатерина Степановна молилась о сыне. Просила Бога, чтобы сын вернулся домой живым.
Это произошло в 1942-м. Николай освободился, и в том же году принял рукоположение в священнический сан. Батюшка служил в разных городах страны. И всюду рядом с ним была его любимая мамушка. Отправилась она вместе с сыном и на маленький рыбацкий остров в Псковском озере — Талабск, известный также как Залит. В 1958-м году отца Николая назначили туда настоятелем Никольского храма. Талабчане рассказывали, как Екатерина Степановна помогала батюшке во всех его делах на новом месте. Отец Николай решил благоустроить Талабск, который остался без зелёных насаждений — в годы Великой Отечественной войны остров был почти полностью сожжён. Екатерина Степановна вместе с сыном повсюду сажала деревья, цветы, кустарники. О том, насколько близки были мать и сын, говорят письма батюшки Николая из Талабска к его духовным чадам, которые он всегда подписывал так: «С любовью к вам и земным поклоном — Мамушка и я».
В 1969 году Екатерина Степановна отошла ко Господу. Отец Николай Гурьянов всю жизнь хранил светлую память о своей мамушке. Говорил, что она была его духовным другом, святой женщиной. И каждого, кто приезжал к нему на остров, просил помолиться о упокоении рабы Божьей Екатерины.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело