Потомственный священник Григорий Слепцов многие годы служил в Зашиверске — ныне исчезнувшем городке на берегу сибирской реки Индигирка. Он тесно общался с представителями местных коренных народов — якутами, эвенками, юкагирами и другими — и хорошо владел якутским языком.
На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков, продолжался сложный процесс интеграции огромных пространств Восточной Сибири в единое Российское государство. Коренные народы крайнего Севера связали свою судьбу с Россией и постепенно узнавали христианскую веру. Священник Григорий Слепцов увидел в сложившихся обстоятельствах уникальную возможность для проповеди Евангелия. Он обратился с письмом к самому императору Павлу, изложил мысли об устроении миссионерского дела в Якутии, в том числе предложил проект походного храма, который был готов устроить за свой счёт. Предложения священника, служившего на тот момент в Якутске, получили поддержку государственной и церковной власти, так что уже год спустя он ездил по Сибири с проповедью.
В тысяча восьмисотом году протоиерей Григорий Слепцов, узнав о желании якутского старейшины Тапеяна из Западно-Кангаласского улуса принять христианскую веру, пригласил его в Якутск и крестил с именем Николай. Затем крестились ещё сто четырнадцать человек —единоплеменников Тапеяна. Протоиерей Григорий Слепцов путешествовал по Якутии со своей походной церковью.
Он вёл свою проповедь в том числе на севере этого региона и на Чукотке, крестил множество якутов, эвенков, юкагиров, эвенов и чукчей. Миссионер, видя, каким авторитетом обладают у коренных народов их князья и старейшины, особенно старался обратить ко Христу именно их. Так, в тысяча восемьсот восьмом году, пребывая в окрестностях Верхоянска, отец Григорий крестил местных начальников Мучуя, Кулуна и Багарыка, после чего его проповедь охотнее восприняли и простые люди.
В следующем году в тех же местах он крестил шаманку Тылыллу, достигшую возраста ста десяти лет и имевшую огромный авторитет среди местных жителей. В крещении она получила имя Пелагия.
В тысяча восемьсот тринадцатом году отец Григорий крестил в Верхоянске Бельчура Курджураева — местного улусного голову, как называли должностных лиц, отвечавших за решение вопросов коренных народов.
Особую трудность представляла проповедь среди чукчей — во-первых, по причине их удалённости, во-вторых, из-за того, что не все они признавали власть российского императора. В январе тысяча восемьсот одиннадцатого года протоиерей Григорий Слепцов впервые прибыл в Анюйскую крепость на реке Малый Анюй на Чукотке. Основанная двенадцатью годами ранее крепость стала местом традиционной ежегодной ярмарки, на которую съезжались чукчи, якуты и эвенки из далёких мест. Отец Григорий, по его словам, был принят чукчами благосклонно. После отслуженной двадцать четвёртого января литургии произошла удивительная для этих мест оттепель. Таял снег, что было воспринято многими как Божий знак. Часть чукчей приняла крещение, также они просили проповедника ежегодно приезжать в крепость и посетить отдалённые части Чукотки. Однако одна из таких поездок впоследствии чуть не закончилась гибелью миссионера, которому угрожали смертью одни чукчи, но защитили другие.
Впоследствии ежегодная миссионерская проповедь в Анюйской крепости, в которой отец Григорий освятил Николаевскую часовню, стала традицией, которую много лет спустя продолжали другие чукотские миссионеры. Один из них, священник Андрей Аргентов, охарактеризовал протоиерея Слепцова как незабвенного, ревностного и доблестного проповедника.
В тысяча восемьсот пятнадцатом году отец Григорий окончил миссионерские труды и поселился в Спасском монастыре Якутска, приняв монашеский постриг с именем Георгий. Двумя годами позднее он отошёл ко Господу.
Будучи на покое, отец Георгий не забывал о миссии и подал священноначалию записку о том, как в дальнейшем можно развивать проповедь христианства в Якутии и на Чукотке. «За таких людей молиться надобно и Господа благодарить. — Писал о нём миссионер Аргентов. — Вечная твоя память, брате мой и отче!»
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия