
Фото: Piqsels
Знаменитый врач Иван Манухин и его жена Татьяна называли свой брак совместным подвигом жизни. И этот подвиг был бы невозможен без взаимной любви. Она не раз спасала супругов от гибели и в конце концов привела ко Христу.
С Таней Крундышевой Иван Манухин познакомился в начале 1900-х годов в Царском селе, где жил на квартире своей родственницы Александры Сутугиной. Однажды в гости к Александре Тимофеевне приехали друзья, вдова купца Крундышева Любовь Николаевна и её дочь Татьяна. Молодые люди разговорились. Оказалось, что Татьяна очень умна и любознательна, интересуется наукой и искусством: «Таня была объята каким-то своеобразным просветительным пламенением», — вспоминал он. Их роман продолжался несколько лет, в октябре 1907 года молодые люди условились обвенчаться.
За три дня до свадьбы Ивана Иванович получил повестку в суд. Годом ранее он участвовал в антиправительственной демонстрации, был арестован, затем отпущен, и теперь его вновь привлекли по статье, которая в лучшем случае грозила двумя годами тюрьмы, в худшем десятилетием каторги. Манухин во всём признался невесте, попросил прощения, сказав, что теперь не смеет надеяться на то, что Татьяна станет его женой. Девушка удивлённо слушала Ивана Ивановича, а затем сказала: «Это ничего не меняет. Я знала, что дело не прекращено, а только отсрочено. И если даже нас ожидает самое худшее, я буду вам верна». Молодые люди обвенчались в Петербурге, в храме на Конюшенной улице. Суд над Иван Иванович закончился обвинительным приговором, но в конце концов Манухин как талантливый ученый и врач был помилован особым указом императора.
Татьяна окончила женский Педагогический институт и занялась литературной деятельностью. Манухин стал успешным практикующим врачом. Иван Иванович специализировался на инфекционных болезнях. Особенно его занимал туберкулёз — во многом потому, что это заболевание мучило Татьяну. Разработанная Иваном Ивановичем методика реабилитации позволила ей полностью выздороветь.
После революции Иван Иванович трудился в органах временного, а затем и большевистского правительства. Власти были готовы даже предоставить в распоряжение Манухина Баболовский дворец в Царском селе для устройства клиники и лаборатории. Но одно событие изменило всю жизнь Манухиных. Осенью 1918 года Татьяна заболела испанским гриппом, она находилась при смерти. Её супруг, один из лучших в мире специалистов по инфекционным болезням, не мог ничего сделать. «Я понял, что смерти Татьяны я не переживу, — вспоминал Иван Иванович. — С юных лет убеждённый атеист, горячий противник религиозности моего семейного окружения, в эту ночь я решился на абсурд, на безумную мечту о выздоровлении Тани. Я обратился к Богородице: «Если Ты существуешь, помоги». Наутро, — вспоминал Манухин, Татьяне стало гораздо лучше, спустя несколько дней она совершенно выздоровела. С тех пор Иван Иванович вернулся к православной вере и Церкви. После этого события Манухину стало особенно тяжело мириться с властью большевиков. В 1921 году Манухины приняли решение оставить Россию и поселиться в Париже.
За границей Иван Манухин продолжал заниматься медицинской практикой и дорабатывал свой главный труд «Самозащита организма». Татьяна писала книги о русских святых. Супруги помогали друг другу: Иван Иванович договаривался с издательствами и типографиями, Татьяна корректировала рукописи супруга. После его кончины она готовила к публикации книгу «Самозащита организма».
Манухины были постоянными прихожанами храма Александра Невского на улице Дарю в Париже. Каждое воскресенье они причащались. «Всегда после причастия у них был особенно торжественный вид», — вспоминала Мария Струве, друг Манухиных, — «мы, все окружающие, смотрели на них как на что-то изысканное, как на образец доброты и любви».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











