
Священника Дмитрия Смирнова называли самым многодетным отцом Москвы. И не случайно: на его попечении постоянно находилось более пятидесяти сирот — ребятишек, от которых отказались родители. Непростые, порой с серьёзными проблемами со здоровьем, всеми, казалось, отверженные — благодаря отцу Дмитрию они находили тепло, любовь и семейный уют. «Они мне все как родные», — говорил батюшка, создавший в Москве несколько частных детских домов семейного типа. Заботе об обездоленных детях протоиерей Дмитрий Смирнов посвятил более двадцати лет жизни.
Он сам родился в многодетной семье — родители батюшки воспитывали троих детей. Отец Дмитрия, Николай Смирнов, служил настоятелем храма Ивана Воина на Якиманке. Священником был и прадед — иерей Василий Смирнов, расстрелянный большевиками за веру в 1938-м, а в 2000-м прославленный Церковью как священномученик. Однако Дмитрий по стопам отца и деда пошёл не сразу. Поступил на художественный факультет Московского государственного педагогического института. А когда в 1973-м его окончил, вдруг почувствовал призвание — быть священнослужителем. И снова — учёба. Экстерном, за два года, Дмитрий окончил Московскую духовную семинарию, а следом — Московскую духовную академию. В 1979 году состоялось рукоположение — Дмитрий Смирнов стал священником.
В 1991-м батюшку назначили настоятелем храма святителя Митрофана Воронежского. Именно тогда у отца Дмитрия родилась идея семейного детского дома. Приход активно помогал приютам, и батюшка не раз обращал внимание на то, что эти учреждения буквально переполнены. «После распада СССР, как это бывает в нестабильные времена, появилось много брошенных детей», — рассказывал он. Как раз в то время неподалёку от храма закрылся детский сад. Здание пустовало. Батюшка решил выкупить его, и открыть свой детский дом. Деньги на покупку собирали среди прихожан, вложил отец Дмитрий и личные средства. В бюрократическом плане задача оказалась непростая. Но благодаря молитвам, энтузиазму и напору отца Дмитрия, всё получилось! Очень быстро набрались воспитанники — первые 20 человек. По словам сотрудников, протоиерей Дмитрий Смирнов очень быстро находил с каждым ребёнком общий язык. А дети были разные — большинство из неблагополучных семей, многие — с опытом беспризорной «уличной» жизни. Батюшка сумел выстроить между педагогами и детьми открытые, доверительные, близкие отношения.
В 2001-м году протоиерея Дмитрия Смирнова назначили председателем Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами. При этом отделе по его инициативе появился ещё один приют. Там воспитывались дети военных, погибших в «горячих точках» — те, у кого не осталось ни отца, ни матери. Ещё один детский дом отец Дмитрий открыл при храме Успения Божьей Матери в подмосковном селе Мышкино — знаменитый «Павлин», названный так в честь святителя Павлина Милостивого. У этого святого первых веков христианства не было своих детей, и он усыновил множество сирот, которых воспитывал в духе благочестия. Для своих воспитанников отец Дмитрий был отцом во всех смыслах этого слова — духовным наставником и по-настоящему родным человеком. Коллеги вспоминали, что батюшка как никто другой умел слушать детей. Не читать нотации, а прислушиваться к каждому из них. И это был очень действенный метод. Даже самые сложные ребята, покидая детские дома отца Дмитрия, находили себя в жизни.
В 2013-м году протоиерей Дмитрий Смирнов был назначен председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. На этом посту батюшка активно взаимодействовал со светской властью, и стал инициатором многих важных мер, направленных на поддержку семьи — от разного рода социальных льгот до материнского капитала. В 2020-м году протоиерей Дмитрий Смирнов скончался. Но семейные детские дома, которые он создал, продолжают жить. Коллеги, продолжатели его дела, вспоминая батюшку, называют его сердцем и душой каждого из приютов. И счастливым человеком — потому что он любил Бога и людей.
Все выпуски программы Жизнь как служение
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема