
С середины прошлого века, в нашем языке прочно утвердилось странное выражение: «писатели и поэты». Словом «писатели» здесь именуют тех, кто пишет прозу. Но ведь это не вполне точно, ибо поэт тоже пишет.
Так что точнее было бы говорить: «прозаики и поэты».
Думая о нашей речи и о книге, в которой нынче лежит моя закладка, я вспомнил ещё одно выражение, которое, мне, кажется, пригодится: «стихотворный писатель».
…Таковым попробую назвать любимого тысячами прихожан — протоиерея Артемия Владимирова, — чудесного проповедника, педагога и талантливого литератора. Его стихотворные книжки выделяются из создаваемой им литературы, помимо прочего, тем, — что, — представляя их в авторских предисловиях или на выступлениях, — батюшка нередко особым образом оговаривается.
Вот и в сборнике «Мосты через реку…», собравшем в себе стихотворные портреты русских поэтов разных времён — от Пушкина и Блока до Бродского и Окуджавы, — такая оговорка прозвучала.
Цитирую: «…Поэзия — это всё-таки искусство. И хотя отказывая себе в звании поэта (в лучшем случае, тяну на литератора, подмастерья поэтического цеха), душой я спокоен. Почему?…»
И далее отец Артемий решительно отвечает — почему. «…Потому что в моё намерение входит лишь одно — поделиться с читателем радостью словесного творчества, жизненно необходимой современнику». Конец цитаты.
Это очень дорогие для меня слова.
Книга протоиерея Артемия Владимирова «Мосты через реку…» открывается, конечно, Пушкиным. Автор посвятил поэту четыре очень разных стихотворных истории. Одна из них, как говорили в старые времена, стоит на особицу.
Давайте послушаем самого отца Артемия, — начало его стихотворения, обращённого к Пушкину под названием «Просьба»:
…Это стихотворение впервые было мною прочитано в самый день гибели поэта, пред его памятником в Святогорском монастыре, — в окружении детей, насельников обители и многих, пришедших поклониться памяти «солнца русской поэзии»…
Когда взираю на твоей души богатство,
Теряюсь и не знаю, что просить взаймы…
Ума, что обнимал собою царства
И летопись вел мира и войны?
Быть может, вложишь в мое сердце слово,
Как некогда пророку Серафим,
Чтоб на погостах, площадях и кровах
Вещал я слово мертвым и живым?..
Сделаем паузу в этом вдохновенном обращении священника к поэту, и ещё раз обратимся к авторскому предисловию.
«…Мне захотелось в один прекрасный день понять и почувствовать поэтов, людей, одарённых особым слухом, умеющим улавливать „внутреннее слово“ и воплощать его в слово поэтическое…» Конец цитаты.
В стихотворении «Просьба», к которому мы вернёмся, отец Артемий Владимиров совершил удивительный внутренний жест, обозначенный в названии: он решился у Пушкина… попросить. И попросить — самого главного.
Мне хочется верить, что эта удивительная просьба священника и стихотворного писателя — обязательно долетит до адресата и будет воспринята им с сочувствием.
С вами был Павел Крючков и давайте дослушаем «Просьбу» протоиерея Артемия Владимирова к поэту и мирянину, к рабу Божьему Александру.
К нашему незабвенному Пушкину.
Любви к Отечеству просить мне стыдно —
С тобою Родина у нас одна…
Но ты отмщал за все ее обиды
И вещим слогом ей служил сполна.
Не попрошу страстей твоих мятежных
И скорых, не блистательных побед,
Но научи меня и «искренно, и нежно»
Той послужить, которой дал обет…
Прошу, поэт, достоинства и чести,
Отваги защищать своих друзей.
Освободи от страхов, низкой лести
И не гнушайся слабости моей.
И наконец, предвидя час кончины,
Я, как и ты, хотел бы умирать:
Оплакав грех, смиренным, блудным сыном
Во светлый Лик с надеждою взирать…
Деяния святых апостолов

Деян., 29 зач., XII, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
На какого рода чудеса может рассчитывать верующий человек? И какие условия необходимы для того, чтобы удивительные события произошли в нашей жизни? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 12-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков,
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Прозвучавший отрывок рассказывает нам о начале гонений на христианскую Церковь. Царь Ирод, по прозвищу Агриппа, приказал убить Иакова Зеведеева, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Обнаружив, что это вызвало одобрение среди противников христиан, он начинает масштабные репрессии. Ироду удалось схватить одного из лидеров Церкви — апостола Петра.
Петра стерегли тщательно. Его бросили в темницу, сковали цепями, приставили к нему четырёх воинов. При этом смена караула происходила четыре раза в сутки. Как минимум двое стражников находились при нём постоянно. Они не отлучались от него даже тогда, когда он спал. Из всего этого мы видим, каким важным для Ирода был этот пленник. Ведь молва о тех чудесах, которые совершал апостол, широко распространилась среди людей. Очевидно, что и сам Ирод, как человек религиозный, верил в сверхъестественные дарования ученика Спасителя.
Однако несмотря на то, что Ирод признаёт, что Пётр обладает силой от Бога и исполняет волю Творца, в большей степени его интересует своя собственная воля. У Ирода есть свои амбиции и цели. А потому он чрезвычайно заботится о своей собственной репутации. Ему было очень важно одобрение религиозной элиты, а также поддержка радикально настроенных верующих из простого народа. Именно в угоду им он убивает Иакова. Именно заискивая перед ними, начинает гонения, хватает Петра и хочет его не просто казнить, но сделать это прилюдно. Он уверен, что это усилит его позиции как народного правителя.
Судьба Ирода, о которой рассказывает Книга Деяний, весьма поучительна. Во время одного из праздников придворные, зная, как падок Ирод на лесть, начинают сравнивать его с Богом. «Это голос Бога, а не человека», — говорят они ему. Ирод не укоряет придворных и не останавливает это богохульство. За это ангел Господень поражает его. Писание говорит, что «Ирод, быв изъеден червями, умер». Иудейский историк Иосиф Флавий, который довольно подробно описывает этот случай, упоминает о том, что после слов лести, Ирод взглянул на дерево и увидел филина. Он немедленно распознал в нём ангела, то есть вестника, и всем своим существом ощутил, что тот принёс ему недобрую весть. Внезапно царя скрутили жестокие боли в животе. Он прожил ещё пять дней и умер в страшных мучениях.
В прозвучавшем отрывке мы видим, как ангел является и Петру. Но действует он совершенно иным способом. Удивительным образом, словно всё происходит во сне, ангел освобождает апостола из тех обстоятельств, из которых по естественному человеческому разумению выхода нет. Ведь, в отличие от Ирода, Пётр горит желанием исполнять волю Творца. Он не ищет славы для себя. Он не заботится о собственной репутации. Он не заискивает перед окружающими, чтобы заручиться их поддержкой. Он уповает только на Бога. Его основная цель — проповедь Евангелия, которое он сам стремится воплощать в своей жизни ежедневно. А таким людям Господь помогает на каждом шагу. Он Сам устраивает их путь, чудесным образом решая те трудности, которые мы сами разрешить не в силах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Роль духовного отца в жизни христианина». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о роли и значении духовного отца в жизни христианина на основе писем святителя Феофана Затворника духовным чадам.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
В «Добром доме» семьи с онкобольными детьми обретают поддержку

13-летняя Аня Колесниченко вместе с мамой Антониной оказались в Москве год назад после того, как у девочки обнаружили редкий вид рака. Они приехали из города Тирасполя, что в Приднестровской Молдавской Республике. С тех пор семья ни разу не возвращалась домой. В Москве мама с дочкой смогли найти хорошую больницу и обрести поддержку неравнодушных людей. Они поселились в бесплатной социальной гостинице для онкобольных детей «Добрый дом». И это место стало для них островком радости среди больничных будней. Здесь Аня с мамой находятся в перерывах между госпитализациями.
«Самое главное — мы не одни! — говорит мама Антонина, — У Ани появились друзья, с которыми можно поиграть и поболтать. Вместе со мной она любит готовить. Недавно, например, мы испекли медовик. Лучевая и химиотерапия даются дочке нелегко, отнимают силы. Но у Ани лёгкий характер, она общительная, всегда на позитиве, сама не вешает нос и окружающих старается подбодрить».
А сама Аня добавляет: «В „Добром доме“ некогда скучать, здесь постоянно происходит что-то интересное!»
«Добрый дом» — это бесплатная гостиница для онкобольных детей и их близких, которые приезжают на длительное лечение в Москву со всей страны. Здесь находят поддержку и заботу тысячи людей. Помимо того, что проект предоставляет жильё, еду и нужные вещи, он помогает семьям в оплате анализов, а также организует им поездки на такси до больниц и обратно.
Вы можете поддержать проект и его подопечных, для этого переходите на сайт «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов