
С середины прошлого века, в нашем языке прочно утвердилось странное выражение: «писатели и поэты». Словом «писатели» здесь именуют тех, кто пишет прозу. Но ведь это не вполне точно, ибо поэт тоже пишет.
Так что точнее было бы говорить: «прозаики и поэты».
Думая о нашей речи и о книге, в которой нынче лежит моя закладка, я вспомнил ещё одно выражение, которое, мне, кажется, пригодится: «стихотворный писатель».
…Таковым попробую назвать любимого тысячами прихожан — протоиерея Артемия Владимирова, — чудесного проповедника, педагога и талантливого литератора. Его стихотворные книжки выделяются из создаваемой им литературы, помимо прочего, тем, — что, — представляя их в авторских предисловиях или на выступлениях, — батюшка нередко особым образом оговаривается.
Вот и в сборнике «Мосты через реку…», собравшем в себе стихотворные портреты русских поэтов разных времён — от Пушкина и Блока до Бродского и Окуджавы, — такая оговорка прозвучала.
Цитирую: «…Поэзия — это всё-таки искусство. И хотя отказывая себе в звании поэта (в лучшем случае, тяну на литератора, подмастерья поэтического цеха), душой я спокоен. Почему?…»
И далее отец Артемий решительно отвечает — почему. «…Потому что в моё намерение входит лишь одно — поделиться с читателем радостью словесного творчества, жизненно необходимой современнику». Конец цитаты.
Это очень дорогие для меня слова.
Книга протоиерея Артемия Владимирова «Мосты через реку…» открывается, конечно, Пушкиным. Автор посвятил поэту четыре очень разных стихотворных истории. Одна из них, как говорили в старые времена, стоит на особицу.
Давайте послушаем самого отца Артемия, — начало его стихотворения, обращённого к Пушкину под названием «Просьба»:
…Это стихотворение впервые было мною прочитано в самый день гибели поэта, пред его памятником в Святогорском монастыре, — в окружении детей, насельников обители и многих, пришедших поклониться памяти «солнца русской поэзии»…
Когда взираю на твоей души богатство,
Теряюсь и не знаю, что просить взаймы…
Ума, что обнимал собою царства
И летопись вел мира и войны?
Быть может, вложишь в мое сердце слово,
Как некогда пророку Серафим,
Чтоб на погостах, площадях и кровах
Вещал я слово мертвым и живым?..
Сделаем паузу в этом вдохновенном обращении священника к поэту, и ещё раз обратимся к авторскому предисловию.
«…Мне захотелось в один прекрасный день понять и почувствовать поэтов, людей, одарённых особым слухом, умеющим улавливать „внутреннее слово“ и воплощать его в слово поэтическое…» Конец цитаты.
В стихотворении «Просьба», к которому мы вернёмся, отец Артемий Владимиров совершил удивительный внутренний жест, обозначенный в названии: он решился у Пушкина… попросить. И попросить — самого главного.
Мне хочется верить, что эта удивительная просьба священника и стихотворного писателя — обязательно долетит до адресата и будет воспринята им с сочувствием.
С вами был Павел Крючков и давайте дослушаем «Просьбу» протоиерея Артемия Владимирова к поэту и мирянину, к рабу Божьему Александру.
К нашему незабвенному Пушкину.
Любви к Отечеству просить мне стыдно —
С тобою Родина у нас одна…
Но ты отмщал за все ее обиды
И вещим слогом ей служил сполна.
Не попрошу страстей твоих мятежных
И скорых, не блистательных побед,
Но научи меня и «искренно, и нежно»
Той послужить, которой дал обет…
Прошу, поэт, достоинства и чести,
Отваги защищать своих друзей.
Освободи от страхов, низкой лести
И не гнушайся слабости моей.
И наконец, предвидя час кончины,
Я, как и ты, хотел бы умирать:
Оплакав грех, смиренным, блудным сыном
Во светлый Лик с надеждою взирать…
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июня. О Богопознании

В 17-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
О Богопознании — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Священное Писание имеет неоднородное содержание. В нём можно выделить исторические части, есть нравственные правила и законы, а есть и чистое богословие.
Вот именно такой, чисто богословской, является цитата, которую предложил нам апостол Иоанн Богослов: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Эти слова сказаны Самим Господом Иисусом. Он открывает нам истину о Боге Отце, о Себе как Сыне Божьем, и несколькими стихами ранее — и о Святом Духе. Бог открывает нам Себя таким образом, каким мы можем Его воспринять. В этом важнейшем месте Священного Писания Христос ставит знак равенства между богопознанием и вечной жизнью.
Давайте выстроим логическую цепочку. Если мы имеем правильное представление о Боге, значит, обращаемся к настоящему небесному врачу, способному нас освободить от греховных болезней, которые не дают попасть в рай. А если истинный Бог освобождает нас от грехов, спасает от них, то мы, чистые сердцем, становимся храмами Святого Духа, пребываем в Боге, а значит, и сопричастны вечной жизни. Прославим Святую Троицу — источник нашего бытия.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июня. О духовном смысле дня памяти святых отцов I Вселенского Собора

Сегодня 1 июня. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Между праздником Вознесения Господня и Днем Сошествия Святого Духа на апостолов как некая путеводная звезда нас встречает День памяти отцов Первого Вселенского Собора. Отцы Первого Вселенского Собора, можно сказать, учат нас, как последовать за Вознёсшимся на небеса Христом, как вслед за Ним унаследовать Царствие Небесное, как оказаться во время Страшного Суда одесную престола Божия, и в то же время подготавливают нас, как ценить границы Церкви, потому что Дух Святой в День Пятидесятницы сошел не на всех, а на тех, кто был готов его встретить, кто услышал благую евангельскую весть и был готов жить по ней. Поэтому, когда отцы Вселенского Собора стараются показать, что не всё можно взять с собой в Царствие Небесное, они помогают нам. Есть крайность очень опасная, что, «ой, Господь настолько милосерд, что ты взял, покаялся, и уже не важно, как ты следуешь ко Господу». Нет, всё-таки, хоть Господь и ждет каждого и ищет любую заблудшую овцу, но если овца нарочно вырывается из рук пастыря, если она не следует спасительному гласу, и сама вновь и вновь прыгает в пропасть, то Господь насильно тянуть не будет. Поэтому хотя бы, дорогие друзья, помолимся святым отцам, чтобы не сопротивляться приближению к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема