Во время Великой Отечественной войны в Минске было разрушено восемьдесят процентов зданий. Чудом уцелел во время жестоких немецких бомбардировок старинный собор Петра и Павла. «Этот храм, как воин, выстоял», – говорят про него минчане.
Петропавловский собор построили в начале семнадцатого века. В Минске в ту пору распространялось влияние греко-католической церкви, один за другим храмы и монастыри отходили под ее юрисдикцию. Горожане, которые не считали возможным оставить веру отцов, а их было всего 52 человека, сделали решительный шаг – собрали деньги на строительство православной церкви во имя святых апостолов.
Внешний облик храма Петра и Павла получился своеобразным. Это базилика с двускатной крышей, выдержанная в стиле барокко. У входа – крытое широкое крыльцо с арочными окнами. По бокам с западной стороны к церкви пристроены две башенки с куполами в форме колокольчиков.
При храме сразу же учреждили мужской монастырь. Более двух веков эта обитель оставалась единственным хранителем православия в Минске. Однако в середине восемнадцатого века монахов постигла череда бедствий. В храме случился страшный пожар, здесь обвалился свод, не уцелело ни одного окна, были повреждены фрески. О восстановлении собора не было речи – сами монахи обнищали настолько, что питались подаянием.
Вернуть собору благолепие помогли пожертвования российской императрицы Екатерины Второй. Иноки переселились в освободившиеся кельи упраздненного униатского монастыря, а Петропавловский храм стал кафедральным, то есть главным, в образованной Минской епархии Православной церкви. Но благополучие длилось недолго. В 1812 году, во время Наполеоновской оккупации, французы устроили в многострадальном соборе лазарет, разграбив при этом церковное имущество. В храме вновь на много лет воцарилось запустение.
Очередное воссоздание в девятнадцатом веке подарило церкви необычайно красивые росписи – специалисты сравнивают их с фресками киевского Владимирского собора и московского храма Христа Спасителя. Когда в двадцать первом веке специалисты приступили к реставрации собора Петра и Павла, они обнаружили пять слоев настенной живописи, каждый из которых уникален. Полностью ни один из этих слоев воссоздать не удалось, но отдельные фрагменты каждого были сохранены. Эти разрозненные кусочки росписей имеют ценность не только как произведения искусства, но и как свидетельства истории древнего собора.
Находится Петропавловский храм в историческом центре Минска, рядом со станцией метро Немига. Двери собора открыты с семи утра до восьми вечера, все это время здесь дежурит священник, который наверняка дополнит интересными фактами наш сегодняшний краткий рассказ.
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки