Во время Великой Отечественной войны в Минске было разрушено восемьдесят процентов зданий. Чудом уцелел во время жестоких немецких бомбардировок старинный собор Петра и Павла. «Этот храм, как воин, выстоял», – говорят про него минчане.
Петропавловский собор построили в начале семнадцатого века. В Минске в ту пору распространялось влияние греко-католической церкви, один за другим храмы и монастыри отходили под ее юрисдикцию. Горожане, которые не считали возможным оставить веру отцов, а их было всего 52 человека, сделали решительный шаг – собрали деньги на строительство православной церкви во имя святых апостолов.
Внешний облик храма Петра и Павла получился своеобразным. Это базилика с двускатной крышей, выдержанная в стиле барокко. У входа – крытое широкое крыльцо с арочными окнами. По бокам с западной стороны к церкви пристроены две башенки с куполами в форме колокольчиков.
При храме сразу же учреждили мужской монастырь. Более двух веков эта обитель оставалась единственным хранителем православия в Минске. Однако в середине восемнадцатого века монахов постигла череда бедствий. В храме случился страшный пожар, здесь обвалился свод, не уцелело ни одного окна, были повреждены фрески. О восстановлении собора не было речи – сами монахи обнищали настолько, что питались подаянием.
Вернуть собору благолепие помогли пожертвования российской императрицы Екатерины Второй. Иноки переселились в освободившиеся кельи упраздненного униатского монастыря, а Петропавловский храм стал кафедральным, то есть главным, в образованной Минской епархии Православной церкви. Но благополучие длилось недолго. В 1812 году, во время Наполеоновской оккупации, французы устроили в многострадальном соборе лазарет, разграбив при этом церковное имущество. В храме вновь на много лет воцарилось запустение.
Очередное воссоздание в девятнадцатом веке подарило церкви необычайно красивые росписи – специалисты сравнивают их с фресками киевского Владимирского собора и московского храма Христа Спасителя. Когда в двадцать первом веке специалисты приступили к реставрации собора Петра и Павла, они обнаружили пять слоев настенной живописи, каждый из которых уникален. Полностью ни один из этих слоев воссоздать не удалось, но отдельные фрагменты каждого были сохранены. Эти разрозненные кусочки росписей имеют ценность не только как произведения искусства, но и как свидетельства истории древнего собора.
Находится Петропавловский храм в историческом центре Минска, рядом со станцией метро Немига. Двери собора открыты с семи утра до восьми вечера, все это время здесь дежурит священник, который наверняка дополнит интересными фактами наш сегодняшний краткий рассказ.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема