Это недалеко от Москвы, всего-то полтора часа электричкой с Ярославского вокзала. Город Сергиев Посад. А в нем, на высоком холме красавица Свято-Троицкая Сергиева Лавра… Жить в Москве, и не съездить в Лавру, это… ну, не знаю… все равно, что жить в Крыму и ни разу не искупаться в море… Троице-Сергиева Лавра до сих пор является крупнейшим духовным центром, куда стекаются паломники со всего мира.
Основателем же Лавры стал Сергий Радонежский, один из самых почитаемых на Руси святых.
Родился он в семье знатных ростовских бояр в 1314 году и при крещении был наречен Варфоломеем. В возрасте семи лет он приобщился к Священному Писанию. После смерти родителей он вместе со своим старшим братом поселился в лесном урочище недалеко от Радонежа. На возвышенности они срубили сторожку и маленькую церковь в честь Живоначальной Троицы. Здесь Варфоломей принял монашеский постриг под именем Сергий и положил начало новой обители. В течение двух лет он жил один в лесу, усердно молясь и работая на строительстве обители. Постепенно сюда приходили другие иноки. Обитель стала расти и вскоре оформилась, как Троице-Сергиев монастырь. Сергий, ставший игуменом, запретил принимать подаяние и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда. Постепенно слава его росла. К мудрости и кротости его стремились все, начиная от крестьян и кончая князьями. Многие селились по соседству с монастырем, жертвовали ему своё имущество.
Сергий часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. И ко времени Куликовской битвы во многом трудами святого почти все русские князья признали главенство московского князя Дмитрия Иоанновича. Дмитрий же перед Куликовской битвой получил от святого благословение. Сергий предрёк победу русским войскам и отправил в поход двух своих иноков-богатырей, Ослябю и Пересвета.
8 октября 1392 года преподобный преставился. Мощи его покоятся в серебряной раке в Троицком соборе.
В 16-м веке вокруг монастыря строится каменная стена, которая в начале 17-го позволила сохранить монастырь от осады польско-литовского войска. Монахи держали осаду 16 месяцев, но так и не сдали обитель врагу.
Во время стрелецкого бунта в Лавре укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр (будущий царь). Позже здесь Петру Первому присягнули на верность войска и царские вельможи. Можно сказать без натяжек, что Лавра была не только духовным, но и политическим центром Руси.
Однако как словом описать все красоты и величие здешних построек?
Трапезная и Храм преподобного Сергия Радонежского, фасады которых раскрашены в красный, зеленый, желтый и бирюзовый цвета.
Успенский собор, рядом с которым в Надкладезной часовне из мраморного креста бьют две струи целебной воды.
Бирюзовые Митрополичьи покои.
Величественные Царские чертоги.
Смоленская церковь с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери в иконостасе.
Троицкий собор, иконостас в котором писали Андрей Рублев и Даниил Черный.
Не сможем мы в рамках программы даже просто перечислить все то, что сосредоточено здесь.
Да и… Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Этой истины еще никто не отменял.
Это недалеко от Москвы, всего-то полтора часа электричкой с Ярославского вокзала. Город Сергиев Посад. А в нем, на высоком холме красавица Свято-Троицкая Сергиева Лавра…
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница