Собор Парижской Богоматери, прославленный в романе Виктора Гюго, а сейчас еще и в мюзикле, привлекает к себе туристов со всего света. Но о храме туристы знают немного, в пределах того же мюзикла. Ну, один из главных французских соборов, ну, стоит на берегу Сены, ну, знаменит своими витражами и средневековыми химерами.
Но в первую пятницу каждого месяца в 15:00 огромная толпа занимает площадь перед храмом. Из ризницы выходит процессия – рыцари в белых мантиях, дамы в черном и, наконец, хранители выносят для поклонения верующим Терновый венец Спасителя, частицу Креста Господня и Гвоздь от него. Венец проносят по храму и торжественно возлагают на престол…
Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. С VII по X века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.
В начале XIII века император Константинополя заложил венец в банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить не смог. Тогда его кузен король Франции Людовик 9, за благочестие прозванный «Святым», заплатил за Терновый венец Христов 135 тысяч ливров. Это практически половина годового бюджета Франции того времени.
С величайшими предосторожностями венец был переправлен в Париж. Людовик 9 вышел встретить процессию с Терновым Венцом за 40 километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой одежде. А потом вместе с братом сам нес венец в столицу. Это было в августе 1238 года. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня, и один из четырех гвоздей, которыми к кресту была прибита табличка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Позже шипы из венца, а их было около 70, Людовик раздарил другим христианским государствам.
Во время Французской революции, чтобы тайно вывезти из восставшего Парижа хотя бы часть Венца, терновое плетение из предосторожности было разрезано на три части. Однако все части благополучно сохранились.
Венец был передан на хранение в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал его парижскому архиепископу. Затем венец заключили в запаянный хрустальный круглый корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения.
В 1806 году Терновый венец и другие святыни, также запаянные в специальные прозрачные капсулы, были размещены в сокровищнице Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.
А в левом приделе Собора - практически напротив алтаря, в нише - икона Владимирской Божией Матери - дар Святейшего Патриарха Алексия II, который служил здесь молебен перед Терновым венцом.
Тогда в Собор было не пробиться — приехали все православные, все русские, живущие во Франции и очень много католиков.
И это не случайное совпадение, ведь Терновый венец, возложенный на голову Христа, объединяет сердца христиан всех веков и народов.
Евангелие от Иоанна гласит: Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову…
Есть еще одно живое существо, пострадавшее от терновых шипов венца. Существует красивое предание о маленькой птичке: она прилетела на Голгофу и начала выдергивать шипы венца из головы Христа. Вскоре грудь птички покрылась Кровью Спасителя. Когда пришло время и на свет появились птенцы, то оперение на грудках у них тоже было как будто окровавлено. Теперь птицы этого вида называются «красногрудки».
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница