Давным-давно разрушен тот дом на горе Сион, где Христос вечерял на Пасху со своими учениками. Но точно известно место, где происходила эта трапеза – в двенадцатом веке крестоносцы заново отстроили здание Сионской горницы.
В евангельские времена жилой квартал на Сионе был престижным. Поселиться здесь евреи считали почетным, ведь еще царь Давид воспел эту гору, основал на ней свою крепость. В этом районе жили, например, первосвященники Анна и Каиафа. В одном из богатых домов Сиона ученики Христовы и приготовили комнату, в которой Господь преломил Хлеб и произнес бессмертное: «Примите, ешьте – это Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов».
На площади перед домом, где нынче воссоздана Горница Тайной Вечери, стоит памятник царю Давиду. Это неспроста – по преданию, в этом же здании находится гробница псалмопевца. Нижний этаж занимает синагога. Над местом погребения пророка установлен каменный саркофаг. Он укрыт бархатным покрывалом, на котором золотыми буквами написано на иврите: «Царь Давид живет и существует».
Христиане, почтив память автора псалмов, поднимаются на второй этаж – в Сионскую горницу, которую называют еще «матерью всех церквей». Небольшое помещение в готическом кипрском стиле украшено арочными сводами и разделено колоннами на две части. Ту часть, что ближе к входу, и почитают как комнату Тайной вечери. Участок, где Христос омыл ноги своим ученикам, огражден нынче деревянной решеткой. Место, на котором Господь преподал первое Причастие, отмечено камнем в северной стене.
Восемь вытертых ступеней ведут в капеллу Сошествия Святого Духа. Именно здесь апостолы услышали шум с неба как будто от несущегося сильного ветра. Этот шум наполнил тогда весь дом – когда проходишь под аркой Сионской горницы, и пространство гулко откликается на твои шаги, можно себе представить, как это было. На апостолов сошли языки пламени – Дух Святой осенил их, даровал способность проповедовать на любом языке мира. Это событие православные христиане празднуют как Троицу, или Пятидесятницу – поскольку произошло оно на пятидесятый день после Воскресения Христова.
Когда будете покидать Сионскую горницу, обратите внимание на мраморную колонну справа от выхода. На ней выточен барельеф – пеликан, растерзав себе грудь, кормит птенцов своей кровью. Этот символ вот уже много веков свидетельствует о Христе, который питает своей животворящей Кровью всех, кто ищет вечной Жизни. Тайная Вечеря длится до сих пор, и принять в ней участие может каждый из нас.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема