Кольский полуостров издавна заселяли саамы или лопари. Этот уникальный народ – загадка для этнографов. Саамы своеобразны во всем, веками тесно соседствуя с русскими, финнами, шведами, они непостижимым образом сохранили свою языковую и культурную неповторимость.
Народ-дитя – он не создавал империй, не завоевывал огромных территорий, не угнетал другие племена. Из поколения в поколение саамы занимались оленеводством, рыболовством и охотой, кочуя по суровым просторам Лапландии. Их всегда отличал мирный дух – может быть, поэтому они так легко приняли христианство в пятнадцатом веке, когда на Кольском полуострове выросли православные монастыри – Кандалакшский, Печенгский.
Суровый быт саамов выкован в борьбе со стихией. До своего обращения в христианство лопари не знали больших праздников, это было для них открытием. А самым любимым торжеством у саамов сразу же стала Пасха. И по сей день Воскресение Христово остаётся у них, пожалуй, самым почитаемым днём в году.
Праздник, как и положено, предваряет Великий пост. Но и он у саамов особенный. Основной продукт питания здесь – оленина, её ещё называют «саамской картошкой». А вот овощи на Кольском полуострове – продукт дорогой и дефицитный. И получается, что лопарям отказаться от обыденного мяса в пользу привозной морковки – примерно то же самое, как жителю средней полосы России поститься икрой без хлеба. Поэтому вопрос поста каждый решает для себя сам – кто-то переходит с оленины на рыбу, которая здесь столь же привычна, а кто-то просто старается есть поменьше.
В день праздника саамы стремятся попасть в церковь. Но не у всех есть такая возможность – из отдалённых посёлков бывает трудно добраться до храма. И тогда люди просто выходят из своих домов и на улице с молитвой встречают восход солнца.
На праздничном столе главным блюдом остаётся оленина. Разве что бульон в этот день готовят погуще, да понаваристей, из самых отборных кусков мяса. Ещё одно традиционно пасхальное блюдо – салат канньц. Мороженую ягоду воронику смешивают с топлёным нутряным оленьим жиром – говорят, вкусно и исключительно полезно!
В светлый понедельник саамы особо вспоминают Богородицу. Вторник и среда посвящены крёстным родителям. В четверг поминают усопших. Но поминают светло, без скорби, с надеждой на встречу в Вечной жизни, восклицая по-русски: «Христос Воскресе!»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.