Кольский полуостров издавна заселяли саамы или лопари. Этот уникальный народ – загадка для этнографов. Саамы своеобразны во всем, веками тесно соседствуя с русскими, финнами, шведами, они непостижимым образом сохранили свою языковую и культурную неповторимость.
Народ-дитя – он не создавал империй, не завоевывал огромных территорий, не угнетал другие племена. Из поколения в поколение саамы занимались оленеводством, рыболовством и охотой, кочуя по суровым просторам Лапландии. Их всегда отличал мирный дух – может быть, поэтому они так легко приняли христианство в пятнадцатом веке, когда на Кольском полуострове выросли православные монастыри – Кандалакшский, Печенгский.
Суровый быт саамов выкован в борьбе со стихией. До своего обращения в христианство лопари не знали больших праздников, это было для них открытием. А самым любимым торжеством у саамов сразу же стала Пасха. И по сей день Воскресение Христово остаётся у них, пожалуй, самым почитаемым днём в году.
Праздник, как и положено, предваряет Великий пост. Но и он у саамов особенный. Основной продукт питания здесь – оленина, её ещё называют «саамской картошкой». А вот овощи на Кольском полуострове – продукт дорогой и дефицитный. И получается, что лопарям отказаться от обыденного мяса в пользу привозной морковки – примерно то же самое, как жителю средней полосы России поститься икрой без хлеба. Поэтому вопрос поста каждый решает для себя сам – кто-то переходит с оленины на рыбу, которая здесь столь же привычна, а кто-то просто старается есть поменьше.
В день праздника саамы стремятся попасть в церковь. Но не у всех есть такая возможность – из отдалённых посёлков бывает трудно добраться до храма. И тогда люди просто выходят из своих домов и на улице с молитвой встречают восход солнца.
На праздничном столе главным блюдом остаётся оленина. Разве что бульон в этот день готовят погуще, да понаваристей, из самых отборных кусков мяса. Ещё одно традиционно пасхальное блюдо – салат канньц. Мороженую ягоду воронику смешивают с топлёным нутряным оленьим жиром – говорят, вкусно и исключительно полезно!
В светлый понедельник саамы особо вспоминают Богородицу. Вторник и среда посвящены крёстным родителям. В четверг поминают усопших. Но поминают светло, без скорби, с надеждой на встречу в Вечной жизни, восклицая по-русски: «Христос Воскресе!»
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема