Кольский полуостров издавна заселяли саамы или лопари. Этот уникальный народ – загадка для этнографов. Саамы своеобразны во всем, веками тесно соседствуя с русскими, финнами, шведами, они непостижимым образом сохранили свою языковую и культурную неповторимость.
Народ-дитя – он не создавал империй, не завоевывал огромных территорий, не угнетал другие племена. Из поколения в поколение саамы занимались оленеводством, рыболовством и охотой, кочуя по суровым просторам Лапландии. Их всегда отличал мирный дух – может быть, поэтому они так легко приняли христианство в пятнадцатом веке, когда на Кольском полуострове выросли православные монастыри – Кандалакшский, Печенгский.
Суровый быт саамов выкован в борьбе со стихией. До своего обращения в христианство лопари не знали больших праздников, это было для них открытием. А самым любимым торжеством у саамов сразу же стала Пасха. И по сей день Воскресение Христово остаётся у них, пожалуй, самым почитаемым днём в году.
Праздник, как и положено, предваряет Великий пост. Но и он у саамов особенный. Основной продукт питания здесь – оленина, её ещё называют «саамской картошкой». А вот овощи на Кольском полуострове – продукт дорогой и дефицитный. И получается, что лопарям отказаться от обыденного мяса в пользу привозной морковки – примерно то же самое, как жителю средней полосы России поститься икрой без хлеба. Поэтому вопрос поста каждый решает для себя сам – кто-то переходит с оленины на рыбу, которая здесь столь же привычна, а кто-то просто старается есть поменьше.
В день праздника саамы стремятся попасть в церковь. Но не у всех есть такая возможность – из отдалённых посёлков бывает трудно добраться до храма. И тогда люди просто выходят из своих домов и на улице с молитвой встречают восход солнца.
На праздничном столе главным блюдом остаётся оленина. Разве что бульон в этот день готовят погуще, да понаваристей, из самых отборных кусков мяса. Ещё одно традиционно пасхальное блюдо – салат канньц. Мороженую ягоду воронику смешивают с топлёным нутряным оленьим жиром – говорят, вкусно и исключительно полезно!
В светлый понедельник саамы особо вспоминают Богородицу. Вторник и среда посвящены крёстным родителям. В четверг поминают усопших. Но поминают светло, без скорби, с надеждой на встречу в Вечной жизни, восклицая по-русски: «Христос Воскресе!»
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.