Любовь к России сербы впитывают с молоком матери. «Нас и русо – 200 миллионов, а без России – пол-самосвала», – говорят сербы. Главным в этом «славянском братолюбии» является общая Православная вера. Испокон веков русские отдавали «души своя» за притесняемых сербов.
«Это было сочувствие к обиженному младшему брату. Веками воспитывалось это чувство в русском народе, который за освобождение славян вел длинный ряд войн с турками», – так писал военный историк Н.Н. Головин о причине вступления России в Первую мировую войну.
Сербия, принявшая христианство в VII веке, много столетий пользовалась особым покровительством России: до сих пор в местных монастырях можно увидеть дары российских самодержцев. В некоторых из обителей были русские настоятели. Монашество в Сербии достигло своего расцвета после Октябрьской революции 1917 года, когда многие русские иноки обрели на Балканах вторую родину.
Монастырь Жича – «колыбель» сербской церкви и государственности. Построенный в начале XIII века, он на протяжении полувека являлся центром Автокефальной Сербской Церкви. В 1221 году в соборном храме первый сербский архиепископ Савва короновал своего брата – первого сербского короля Стефана, и Сербия была провозглашена королевством. Сегодня церковь Святого Спаса своим величием и багряным цветом напоминает о былой силе монархической власти и о крови, пролитой православными сербами за свою веру.
На территории монастыря Жича находится резиденция епископа Жичского, где в 40-е годы ХХ века подвизался «сербский Златоуст» – святитель Николай (Велимирович).
При Владыке Николае в Жиче построили храм, где недавно был обретен образ святого благоверного царя-мученика Николая 2-го. Случилось это так: в ходе ремонтных работ над фреской Серафима Саровского заметили незаписанный прямоугольник, отделили от стены лист бумаги – и из-под него показался лик русского царя. Фреску, написанную более чем за полвека до его официальной канонизации последнего русского императора, таким незамысловатым способом спрятали от властей.
Свято-Успенская Лавра – монастырь Студеница, по значимости можно сравнить с Троице-Сергиевой Лаврой в России; матерью сербских церквей называют его в Сербии.
Обитель воздвиг в самом конце 12-го века годах великий правитель Стефан Неманя. Перед завершением строительства Неманя передал управление Сербским государством среднему сыну Стефану Первовенчанному и принял монашеский постриг с именем Симеон. Удалившись на Святую Гору Афон, Симеон с сыном Саввой восстановил монастырь Хиландар, после чего в 1200 году скончался. Его мощи были прославлены обильным мироточением, за что и стали называть святого Мироточивым. Святой Савва перенес мощи отца на родину, в Студеницу, стал настоятелем и управлял обителью до 1215 года. За это время монастырь Студеница превратился в церковный центр Сербии – краеугольный камень, на котором была воздвигнута самостоятельная сербская Церковь.
Невозможно обойти молчанием и современную трагическую историю.
Косово.
Земля площадью в сотню квадратных километров, где находится около тысячи церквей и монастырей, сербский Иерусалим, сербская Святая Гора, святыня над святынями, сердце Сербии – с 17 февраля 2008 года Косово уже не Сербия.
После чудовищного беззакония – отторжения Косово от Сербии, сербы говорят: «Теперь у нас остались только Бог и Россия».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер