Всякий, кто читал древнегреческие мифы, знает Олимп как обиталище Зевса и прочих языческих персонажей. И мало кому известно, что эту гору, самую высокую в Греции, освятили своими подвигами христиане. Так, в самом сердце Олимпа, в живописном ущелье над рекой Энипеас, стоит монастырь, основанный преподобным Дионисием. Это святой, которого так и называют – Олимпийский.
Преподобный Дионисий много скитался, прежде чем поселиться на Олимпе. Он послушничал в Метеорах, жил на Святой Земле, подвизался на Афоне, был игуменом в Верийском скиту Иоанна Предтечи. Когда же жители города Верия стали настаивать, чтобы Дионисий стал митрополитом, он скрылся в Олимпийских горах. И сейчас можно по горной тропинке добраться до тех мест, где жил отшельником преподобный. Сохранилась пещера, которая служила ему укрытием, часовни, обустроенные его руками.
Но недолго длилось уединение – вести о подвигах святого Дионисия стали привлекать к нему многочисленных учеников. Вскоре на Олимпе возник общежительный монастырь, прекрасный не только по своим архитектурным, но и по духовным достоинствам. Афонский аскетизм здесь сочетался с традициями просвещения.
После кончины преподобного Дионисия обитель продолжала развиваться, здесь была создана иконописная мастерская, собрана большая библиотека. Ученые монахи переводили, переписывали и распространяли богословские произведения как древних авторов, так и современников.
Но не только духовную поддержку оказывали монахи Олимпийского монастыря своим соотечественникам. Они принимали самое активное участие в греческом национально-освободительном движении. В обители располагалась база повстанцев, здесь формировались отряды сопротивления. За это приходилось платить высокой ценой. В 1821 году турецкий военачальник Вели-Паша после трехдневной осады захватил монастырь. Игумена и двенадцать монахов повесили.
Последняя катастрофа постигла монастырь во время Второй мировой войны – фашисты превратили древний пещерный городок в груду развалин. Но это не стало концом обители, иноки переселились на подворье, называемое Скала, перенесли сюда и то, что уцелело от монастырской сокровищницы и библиотеки. Сегодня монахи занимаются восстановлением старого монастыря.
На Олимп, как и встарь, стекаются христиане за утешением и наставлением. А больше всего паломников бывает 23 января, в день памяти преподобного Дионисия.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема