Горненский женский монастырь расположен на западной окраине Иерусалима в небольшом селении Эйн-Карем, что переводится с арабского как «источник в винограднике». Название очень меткое - заросли винограда обильными зелеными волнами стекают здесь с холмов в живописную долину, к подножию горы Ора. Родник, увековеченный в имени поселка, находится в самом его центре. Этот ключ называют еще источником Марии –из него брала воду Богородица, когда вскоре после Благовещения гостила здесь у своей родственницы Елизаветы – жены священника Захарии, матери Иоанна Крестителя. Сейчас родник одет в мрамор, вода струится из нескольких отверстий в стене.
Известно, что неподалеку от источника стоял дом Захарии и Елизаветы. Поблизости также сохранилась пещера, в которой родился Иоанн Предтеча. Равноапостольная Елена в четвертом веке почтила оба этих места строительством двух храмов, но через триста лет их разрушили персы. А сейчас здесь находятся католические церковь и монастырь, построенные крестоносцами.
Дорога от источника ведет вверх, прямо к Горненской обители. Издалека видны купола храма Всех святых, в земле Российской просиявших. Эту церковь начали возводить еще в начале двадцатого века, но первая мировая война помешала строительству. Оно было возобновлено почти через сто лет – и в 2007 году собор был достроен и освящен. Все время, пока Всесвятский храм не открылся, богослужения шли в маленькой каменной церквушке. Изначальна она была посвящена празднику встречи Богородицы с праведной Елизаветой. Позднее храм стал носить имя Казанской иконы Божией Матери – этот образ многим оказал чудесную помощь во время эпидемии холеры в Палестине. Рядом с Казанской церковью можно увидеть столб от дома, в котором жил священник Захария с женой. Здесь же, у входа, лежит большой камень, с которого проповедовал Иоанн Предтеча.
В Горненской обители очень уютно. На ее территории нет больших корпусов – монахини живут в домиках, что стоят на склоне горы в тени оливковых деревьев. Когда в конце девятнадцатого века русская миссия выкупила участок земли в Эйн-Кареме, поселиться здесь мог любой, с одним лишь условием: он обязан был на свои средства построить дом и посадить вокруг него сад. Так, совместными усилиями паломников образовалось поселение, позднее ставшее монастырем.
Из Иерусалима доехать до Горненской обители можно на 19 и 27 автобусе. Выходите на остановке «Больница Хадасса» - она находится совсем рядом с монастырем. А вообще, от старого города до «источника в винограднике» чуть больше часа ходьбы, можно и прогуляться - красота здесь неописуемая. Особенно в феврале, когда Эйн-Карем купается в белой пене цветущего миндаля.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер