Горненский женский монастырь расположен на западной окраине Иерусалима в небольшом селении Эйн-Карем, что переводится с арабского как «источник в винограднике». Название очень меткое - заросли винограда обильными зелеными волнами стекают здесь с холмов в живописную долину, к подножию горы Ора. Родник, увековеченный в имени поселка, находится в самом его центре. Этот ключ называют еще источником Марии –из него брала воду Богородица, когда вскоре после Благовещения гостила здесь у своей родственницы Елизаветы – жены священника Захарии, матери Иоанна Крестителя. Сейчас родник одет в мрамор, вода струится из нескольких отверстий в стене.
Известно, что неподалеку от источника стоял дом Захарии и Елизаветы. Поблизости также сохранилась пещера, в которой родился Иоанн Предтеча. Равноапостольная Елена в четвертом веке почтила оба этих места строительством двух храмов, но через триста лет их разрушили персы. А сейчас здесь находятся католические церковь и монастырь, построенные крестоносцами.
Дорога от источника ведет вверх, прямо к Горненской обители. Издалека видны купола храма Всех святых, в земле Российской просиявших. Эту церковь начали возводить еще в начале двадцатого века, но первая мировая война помешала строительству. Оно было возобновлено почти через сто лет – и в 2007 году собор был достроен и освящен. Все время, пока Всесвятский храм не открылся, богослужения шли в маленькой каменной церквушке. Изначальна она была посвящена празднику встречи Богородицы с праведной Елизаветой. Позднее храм стал носить имя Казанской иконы Божией Матери – этот образ многим оказал чудесную помощь во время эпидемии холеры в Палестине. Рядом с Казанской церковью можно увидеть столб от дома, в котором жил священник Захария с женой. Здесь же, у входа, лежит большой камень, с которого проповедовал Иоанн Предтеча.
В Горненской обители очень уютно. На ее территории нет больших корпусов – монахини живут в домиках, что стоят на склоне горы в тени оливковых деревьев. Когда в конце девятнадцатого века русская миссия выкупила участок земли в Эйн-Кареме, поселиться здесь мог любой, с одним лишь условием: он обязан был на свои средства построить дом и посадить вокруг него сад. Так, совместными усилиями паломников образовалось поселение, позднее ставшее монастырем.
Из Иерусалима доехать до Горненской обители можно на 19 и 27 автобусе. Выходите на остановке «Больница Хадасса» - она находится совсем рядом с монастырем. А вообще, от старого города до «источника в винограднике» чуть больше часа ходьбы, можно и прогуляться - красота здесь неописуемая. Особенно в феврале, когда Эйн-Карем купается в белой пене цветущего миндаля.
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема