Во времена Христа скала Голгофа возвышалась над холмом Гареб. Своим основанием она утопала в земле, и только округлая вершина черепом выступала над поверхностью. С арамейского «Голгофа» так и переводится – «череп». Свое имя скала подарила довольно большому пригороду Иерусалима. К Голгофе относились и окрестные сады, разбитые на месте бывшей каменоломни, и площадь, на которой собирались зеваки, чтобы посмотреть на казни.
За холмом пряталась лощина, в которую сбрасывали кресты и тела распятых преступников. Здесь был закопан среди прочих и Крест Христов. Только через три века царица Елена обретет его чудесным образом.
В византийский период в Иерусалиме бурно шло церковное строительство. В это время холм Гареб был срыт, скала обнажена. Христиане оборудовали Голгофу лестницей, вершину украсили золотым крестом.
С течением веков Иерусалим разрастался, архитектурная оправа Голгофы становилась все более сложной. И теперь скала, что стояла за пределами города – одна из главных святынь храма Гроба Господня. Голгофа возвышается над полом на пять метров, на ее вершине – площадка, на которой обустроены два алтаря – католический и православный. Чтобы попасть сюда, нужно подняться по лестнице – она расположена рядом с камнем Помазания.
Католический престол на Голгофе – тот, что справа, создан во времена крестоносцев. По преданию, он находится на том месте, где Спасителя пригвоздили ко Кресту. Этому соответствуют и названия - Алтарь Гвоздей Святого Креста и Престол Пригвождения ко Кресту.
Левый алтарь принадлежит греческой православной церкви, его установили при византийском императоре Константине Мономахе. Он находится точно на месте Распятия. Отверстие, в которое когда-то был водружен Крест Христов, оправлено в серебро. Паломники встают на колени и благоговейно прикладываются к этому месту. Чуть поодаль на мраморном помосте Голгофы – черные круги. Они указывают, где стояли кресты, на которых распяли разбойников.
За престолом православного алтаря стоит Распятие. Его размеры в точности повторяют размеры Креста Господня. Изображения Иоанна Богослова и Богоматери рядом с Распятием украшены уникальными драгоценными окладами.
Точно под Голгофой находится придел Адама. По преданию, именно здесь погребен первый человек. За стеклом видна расщелина в скале – неестественная, против биологических слоев. Этот раскол произошел в момент, когда Господь умер на Кресте. Кровь Христова просочилась до черепа прародителя людей и смыла первородный грех. И с той минуты мрачное название скалы – «череп», название места, где происходили позорные казни, приобрело новое звучание, новый смысл, новое значение
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.