
Фото: Volodymyr Hryshchenko / Unsplash
«Став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы. Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени». Эти строки из романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» посвящены матери писателя — Авдотье Матвеевне. Именно с неё писал Гончаров образ маменьки своего самого известного литературного героя. Воспоминаниями о любимой матушке полны и другие произведения знаменитого литератора — «Обрыв», «Обыкновенная история». Трепетную любовь Гончаров пронёс через всю свою жизнь. «Наша мать была умница... Она была решительно умнее всех женщин, каких я знаю. В моих воспоминаниях никто не стоит выше, чище, священнее памяти о ней», — писал своему брату Николаю Иван Александрович.
Отец Гончарова скончался, когда мальчику исполнилось всего семь лет. Воспитанием детей занималась Авдотья Матвеевна. Писатель вспоминал, что при всей своей безграничной любви матушка не потворствовала и не угождала их детским капризам. За невинные проделки никогда не бранила. Но если своим зорким материнским взглядом вдруг видела, что в какой-либо шалости кроется зерно порока, то проявляла строгость. «Бывало, нашалишь что-нибудь: влезешь на крышу, на дерево, увяжешься за уличными мальчишками в соседний сад или с братом заберешься на колокольню — она узнает и пошлет человека привести шалуна к себе», — вспоминал Гончаров. На правый путь баловников Авдотья Матвеевна наставляла беседой и молитвенными поклонами перед образами. В автобиографическом очерке «На Родине» Гончаров писал: «Прочную основу нравственного воспитания заложила в нас умная, заботливая, любящая мать!.. Она была для нас авторитетом, перед которым мы склонялись с уважением, любовью и благодарностью...»
Авдотья Матвеевна поддерживала в доме атмосферу христианского благочестия и православного духа. В памяти Ивана Александровича остался большой киот, над которым день и ночь теплилась синяя лампада. Перед иконами он вместе с матушкой часто молился. Авдотья Матвеевна сажала маленького Ивана на колени и рассказывала мальчику о том, что у каждого человека есть ангел-хранитель, оберегающий от дурного. Часто по вечерам они выходили в сад и смотрели на звёзды. Матушка говорила, что это очи Божьих ангелов, которые с небес взирают на мир. Позже воспоминания об этих рассказах маменьки Гончаров вложит в уста главного героя своего романа «Обыкновенная история», Александра Фёдоровича Адуева.
Особым воспоминанием стали для Ивана Александровича походы в храм. Меньше, чем в ста метрах от дома Гончаровых в Симбирске располагалась Воскресенская церковь. За руку с матушкой по утрам ходил туда маленький Ваня. Всю жизнь перед глазами Гончарова была фигура матери — коленопреклонённая, залитая светом множества свечей, шепчущая акафист Спасителю. Авдотья Матвеевна, хоть и знала наизусть все молитвы, сама была неграмотной. Часто по вечерам, особенно зимой, когда за окнами завывала метель, Иван садился рядом с матерью и что-нибудь читал ей вслух. Чаще всего это было Евангелие или жития святых. Своих детей женщина хотела видеть образованными людьми. Именно по её настоянию десятилетний Иван из родного сонного Симбирска отправился учиться в Санкт-Петербург, в коммерческое училище, а затем поступил в Московский университет. «Матушка открыла мне все пути в жизни», — говорил Гончаров.
Авдотья Матвеевна Гончарова скончалась на Пасху 1851 года. В память о ней Ивану Александровичу достались несколько образов из того самого киота, перед которым они с матушкой часто проводили время в молитве. «Я благодарю Бога за то, что имел подобную мать», — писал Гончаров.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
- «Духовные аспекты работы СМИ». Роман Торгашин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 24.10.2025». Арсений Федоров, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова;
— Осмысление в кино переселения людей из деревень в города;
— Русская деревня — возможно ли возрождение?
— Слова Патриарха Кирилла о работе священников психологами.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







