
Фото: Volodymyr Hryshchenko / Unsplash
«Став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы. Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени». Эти строки из романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» посвящены матери писателя — Авдотье Матвеевне. Именно с неё писал Гончаров образ маменьки своего самого известного литературного героя. Воспоминаниями о любимой матушке полны и другие произведения знаменитого литератора — «Обрыв», «Обыкновенная история». Трепетную любовь Гончаров пронёс через всю свою жизнь. «Наша мать была умница... Она была решительно умнее всех женщин, каких я знаю. В моих воспоминаниях никто не стоит выше, чище, священнее памяти о ней», — писал своему брату Николаю Иван Александрович.
Отец Гончарова скончался, когда мальчику исполнилось всего семь лет. Воспитанием детей занималась Авдотья Матвеевна. Писатель вспоминал, что при всей своей безграничной любви матушка не потворствовала и не угождала их детским капризам. За невинные проделки никогда не бранила. Но если своим зорким материнским взглядом вдруг видела, что в какой-либо шалости кроется зерно порока, то проявляла строгость. «Бывало, нашалишь что-нибудь: влезешь на крышу, на дерево, увяжешься за уличными мальчишками в соседний сад или с братом заберешься на колокольню — она узнает и пошлет человека привести шалуна к себе», — вспоминал Гончаров. На правый путь баловников Авдотья Матвеевна наставляла беседой и молитвенными поклонами перед образами. В автобиографическом очерке «На Родине» Гончаров писал: «Прочную основу нравственного воспитания заложила в нас умная, заботливая, любящая мать!.. Она была для нас авторитетом, перед которым мы склонялись с уважением, любовью и благодарностью...»
Авдотья Матвеевна поддерживала в доме атмосферу христианского благочестия и православного духа. В памяти Ивана Александровича остался большой киот, над которым день и ночь теплилась синяя лампада. Перед иконами он вместе с матушкой часто молился. Авдотья Матвеевна сажала маленького Ивана на колени и рассказывала мальчику о том, что у каждого человека есть ангел-хранитель, оберегающий от дурного. Часто по вечерам они выходили в сад и смотрели на звёзды. Матушка говорила, что это очи Божьих ангелов, которые с небес взирают на мир. Позже воспоминания об этих рассказах маменьки Гончаров вложит в уста главного героя своего романа «Обыкновенная история», Александра Фёдоровича Адуева.
Особым воспоминанием стали для Ивана Александровича походы в храм. Меньше, чем в ста метрах от дома Гончаровых в Симбирске располагалась Воскресенская церковь. За руку с матушкой по утрам ходил туда маленький Ваня. Всю жизнь перед глазами Гончарова была фигура матери — коленопреклонённая, залитая светом множества свечей, шепчущая акафист Спасителю. Авдотья Матвеевна, хоть и знала наизусть все молитвы, сама была неграмотной. Часто по вечерам, особенно зимой, когда за окнами завывала метель, Иван садился рядом с матерью и что-нибудь читал ей вслух. Чаще всего это было Евангелие или жития святых. Своих детей женщина хотела видеть образованными людьми. Именно по её настоянию десятилетний Иван из родного сонного Симбирска отправился учиться в Санкт-Петербург, в коммерческое училище, а затем поступил в Московский университет. «Матушка открыла мне все пути в жизни», — говорил Гончаров.
Авдотья Матвеевна Гончарова скончалась на Пасху 1851 года. В память о ней Ивану Александровичу достались несколько образов из того самого киота, перед которым они с матушкой часто проводили время в молитве. «Я благодарю Бога за то, что имел подобную мать», — писал Гончаров.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер