История Успенского мужского монастыря, что стоит в поселке Гербовец, в шестидесяти километрах от Кишинева, доподлинно известна только с девятнадцатого века, хотя основан он был гораздо раньше. Обитель несколько раз претерпевала турецкие нашествия, ее трижды сжигали дотла и уничтожили весь архив. И все-таки были в летописи Успенского монастыря страницы, которые не смогли уничтожить ни огонь, ни время.
Обитель не может гордиться древними фресками, в ее облике не увидишь примет средневековья, однако здесь до сих пор хранится святыня, которая привлекает в этот скромный уголок Молдовы множество паломников. Речь идет о чудотворном Гербовецком образе Божией Матери.
Икона появилась в монастыре еще до пожарищ. Сохранилось предание, что настоятель обители, игумен Пахомий, дружил с полковником из Москвы, Николаем Албадуевым. В большие праздники Николай Алексеевич непременно приезжал в монастырь. И во время одного такого визита, накануне Рождества, он погиб, упав с лошади прямо на монастырском дворе. Игумен Пахомий распорядился похоронить своего друга в обители и занес его в списки вечного поминовения.
Мать покойного подарила монастырю икону Богородицы, которая для нескольких поколений Албадуевых была семейной святыней. Образ Одигитрия, или Путеводительница, написан на холсте, который приклеен на липовую доску. В это трудно поверить, но факт остается фактом - икона пережила все три разрушительных пожара, братия всякий раз находила ее на пепелище уцелевшей. Лишь края холста немного обуглились, да на изображении риз местами вспенилась краска, но лики Богоматери и Младенца остались, как было отмечено в описи девятнадцатого века, «совершенно чисты и прекрасного письма».
От образа стали происходить исцеления, особо многочисленные во время эпидемий холеры и моровой язвы. Икону, которая по названию монастыря получила имя Гербовецкая, вскоре признали чудотворной.
Год от года поток паломников в Гербовецкий Успенский монастырь увеличивался. В благодарность за исцеления в обитель несли щедрые пожертвования. На территории даже удалось построить величественный пятиглавый собор Святого Духа.
Сейчас Гербовецкая икона Богородицы считается хранительницей Молдовы. Каждый год после Пасхи она пускается в путь – посещает все приходы Кишиневской епархии. А ближе к зиме возвращается в Успенский монастырь – домой.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с педагогами общеобразовательных организаций;
— Нравственная основа образования;
— Как представление о счастье определяет личность;
— Религиозные основы нравственности;
— Опасности взаимодействия с искусственным интеллектом;
— «Инаковость» Церкви по сравнению с миром;
— Фестиваль «Звезда Рождества», традиции празднования Рождества Христова;
— Вера как добродетель воли.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 12.12.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также директор интернет-проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— «Трудничество» — традиция волонтерских поездок в монастыри и храмы;
— Фестиваль «Звезда Рождества» и спектакль «12 Рождественских историй»;
— Снятие охранного статуса с большого количества архитектурных памятников Москвы;
— Церковная проповедь в интернете.
Ведущий: Константин Мацан, Алексей Пичугин
Все выпуски программы Журнал
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема











