Пророк Иезекииль был младшим современником Иеремии, они проповедовали в одно время, в конце 7 — первой половине 6 века до Рождества Христова, но в разных странах: Иеремия в Иерусалиме, Иезекииль — пленным иудеям в Вавилонии. В годы упадка Израиля среди народа бытовала пословица: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». То есть люди, терявшие свободу и былое величие, винили в этом не себя, а своих отцов и дедов. Через Иезекииля Бог возвестил иудеям важный принцип духовной жизни: каждый отвечает за свой собственный грех. Господь через пророка призывает народ к покаянию, к духовному рождению.
Одно из откровений Божиих пророку получило особое значение в христианской традиции: видение поля с сухими костями. Показав Иезекиилю огромное поле, покрытое мертвецами, от которых остались лишь кости, Господь спросил его: оживут ли кости сии? Пророк ответил: Ты, Господи, знаешь! Тогда Бог повелел ему произнести слово на эти кости и приказать им ожить. Когда Иезекииль исполнил повеление Божие, то на его глазах кости стали обрастать плотью, а сами мертвецы оживать. Так Бог открыл пророку возвращение иудеев из вавилонского плена, заселение разрушенного Иерусалима. Видение Иезекииля читается в православном богослужении накануне Пасхи на утрене Великой Субботы, как ветхозаветное предсказание о всеобщем воскресении мёртвых.
Пророк Даниил — современник Иеремии и Иезекииля. Его имя переводится как «Суд Божий». Даниил отличался особой мудростью и рассудительностью. Мудрость его превзошла мудрость вавилонских жрецов, так что величие Бога Даниила вынуждены были признать языческие цари — Навуходоносор, а затем и Дарий. Благодаря Божественному дару истолковывать вещие сны Даниил был приближен к Навуходоносору.
Своему избраннику Бог открыл особые тайны о конце времён. В отличие от других священных писателей, Даниил ясно говорит и о воскресении мёртвых, последнем Суде — наказании беззаконных и награде праведникам.
В христианском искусстве образы пророков получили свое отражение в одном из рядов иконостаса — пророческом. В середине этого ряда находится икона Божией Матери. Многие пророчества содержат предсказания не только о жизни Господа Иисуса Христа, но и о Пресвятой Деве.
Уникальный дар пророчества не исчез, в новозаветной Церкви он возродился с новой силой. В своём перечислении даров Святого Духа апостол Павел уделил ему особое внимание.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.