
Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа возвещали людям волю Бога, призывали к покаянию и предрекали будущее. В пророческих книгах Ветхого Завета содержатся удивительные предсказания о приходе в мир Спасителя.
Сегодня мы говорим о пророке Захарии и стихотворении Александра Лаврова «Из пророка Захарии».
Место действия — Иерусалим. Время действия — 6 век до Рождества Христова.
Пророк Захария жил в то время, когда евреям было разрешено вернуться на родину из семидесятилетнего вавилонского плена.
Вместе с отцом-священником и соплеменниками юный Захария возвратился в разрушенный Иерусалим. Главная святыня древних евреев — Иерусалимский храм — лежал в руинах, нужно было приниматься за его восстановление. Но для этого требовалось с новой силой возжечь в сердцах людей веру в Иегову — как называли евреи единого Бога.
Захария с юных лет начал своё пророческое служение. Он горячо увещевал соплеменников покаяться в грехах, жить праведно, и с чистым сердцем, сообща взяться за строительство храма — дома Бога.
Пророческое служение во все времена требовало мужества и самоотречения. На этом делает акцент поэт 19 века Александр Лавров в своём стихотворении, посвящённом пророку Захарии.
Пророк! Ты призван Иеговой
К служенью правды на земле!
Так кинь же приговор суровый
Народу, гибнувшему в зле!
Твой век пред Богом не преступен,
Твоя душа всегда чиста,
Ты духом бодр и неподкупен,
Тобою Божие уста
Глаголят Божьему народу;
Вещая милость и невзгоду!
Пророки, наделенные особым даром слышать голос Бога и передавать Его волю своему народу, зачастую говорили вещи для людей нелицеприятные. От лица Господа они обличали и грозили карой, будили совесть и призывали к покаянию.
В стихотворении Александра Лаврова «Из пророка Захарии» чувствуется этот обличительный пафос.
Пророк! Взгляни на свой народ
И виждь смиренною душою —
Своею лживою красою
Его нечестие гнетёт,
И близок он к паденью снова
И грозен гневный Иегова!
Иди ж, пророк, ты в царство лжи
И всем безумцам укажи,
Что кара тяжкая в грядущем
Ниспослана им Всемогущим!
Одно из прозваний Захарии — «Серповидец». В одном из бывших ему откровений пророк видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие грозного, карающего серпа. Были у него и другие боговдохновенные видения и пророчества.
В одном из церковных песнопений говорится, что пророк Захария «будущая видел Яко сущая», то есть как настоящее.
В книге пророка Захарии содержатся удивительные пророчества о пришествии на землю Мессии и о последних днях земной жизни Спасителя. "...Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной«,- предсказал Захария, как Иисус Христос въедет в Иерусалим на молодом осле накануне Пасхи. Есть в его книгах предсказания о том, как Христа предадут за 30 сребреников, о прободении ребра Спасителя и о затмении солнца во время Его крестных страданий.
По внушению Духа Святого, пророк увидел и рассказал о важнейших событиях, которые произойдут спустя шесть столетий после его жизни.
Читая пророческие книги Захарии, можно подумать, что он обличал в неверии не только своих современников, но и тех книжников и фарисеев, которые через шесть веков не признают Спасителя и будут искать смерти для Иисуса Христа.
Людей, которые не верят пророкам, Христос называл «неразумными и медлительными сердцем» — эти слова приведены в Евангелии от Луки.
Книги святого пророка Захарии помогают уверовать сомневающимся.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как мы понимаем выражение «вывести на чистую воду»? Очевидно, так: сделать явным истинное положение вещей, раскрыть всю правду, какой бы она ни была. А как мы реагируем на это выражение? Даже если мы честные и порядочные люди, мы слышим в нём обличение и угрозу, потому что слова «чистота», «правда», «истина» давным-давно ассоциируются в нашем мире с чем-то строгим, бескомпромиссным и судящим. Но такова ли истина Божия? Ответить на этот вопрос помогает 56-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлтё с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Человеку, который имеет опыт решения детских конфликтов, известно, что детей гораздо проще просто призвать к взаимному прощению и примирению, чем выяснять, кто первый начал и правильно ли рассчитал силу ответа тот, кто защищался. Если же ты переходишь на крик и начинаешь ругать того, кто кажется тебе виновным, ты сразу слышишь в ответ: он первый начал, и тот, кто выглядел как преступник, становится жертвой. При желании этот круговорот можно слушать довольно долго и порой бывает полезно разбирать такие истории, чтобы учить детей терпению и прогнозированию, но зачастую мы видим, что у каждого ребёнка своё видение правды. Да и вырастая, мы не далеко от такой позиции уходим, ведь даже когда бываем виноваты и признаём свою неправоту, внутри нас звучит голос, говорящий: это не вся правда обо мне, мой плохой поступок — это не весь я. И надо сказать, что этот голос не врёт. Ведь никто из нас не может быть совершенно зол и в каждом из нас всегда сохраняется глубина, недоступная для зла и греха.
Псалом, который мы сейчас услышали, Давид сочинил, когда скрывался от Саула. Для нас сегодня Давид — царь, пророк и псалмопевец, и мы знаем, что во время гонений Господь был на его стороне. Но в те времена для многих он выглядел как бунтарь, неугодный легитимному монарху. Давид стеснён со всех сторон, он в беде и из глубины своего положения взывает к Богу о помиловании. Но вот что интересно и для нас сегодня совсем необычно. Давид призывает с небес не только милость Божию, но и Его истину, потому что, с его точки зрения, они не противоположны. Для нас это необычно, ведь в нашем сознании милость покрывает грехи, а истина открывает их... Но Давид знает, что истина Божия — это не просто сухая человеческая объективность, не запись в протоколе, потому что Бог знает сердце. Давид прячется в пещере, и враги его ближе, чем можно было бы себе представить. Он буквально лежит у их ног... и его сердце готово, он всего себя предал Богу и окончательно доверился Ему.
И мы, обращаясь к Господу с молитвой и взывая к Нему о милости, будем помнить, что в Своём прощении Бог не говорит нам, что наши грехи ничего не значат, просто Он видит не только грехи, но и то доброе, что всегда в нас живо, что при Его помощи и поддержке обновляется и становится фундаментом новой жизни.
Возможность обрести семью для ребят из детских домов

Программа «Добрые перемены» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения действует во многих детских домах России и не только. В рамках неё команда фонда обучает психологов и педагогов, которые в свою очередь помогают детям справиться с психологическими травмами и дают им возможность обрести любящую семью. Пример тому история Вовы.
Вместе со старшим братом Колей он рос в семье, где о них никто не заботился. Со временем мальчишки оказались в детском доме. А через несколько лет, их забрали приёмные родители. Поначалу отношения с ними у братьев не складывались. Они были не готовы к тем правилам и ограничениям, с которыми столкнулись в новой семье. Всё это Коля и Вова воспринимали как жёсткость и нелюбовь. Особенно остро реагировал 8-летний Вова. Он обманывал и воровал, дрался, плохо вёл себя в школе. В момент острого кризиса родители обратилась за помощью в Службу сопровождения замещающих семей, где познакомились с программой «Добрые перемены».
С Вовой начали работать специалисты. Оказалось, что за его агрессией и ложью скрывалась душевная боль, отвержение и одиночество. И со всем этим Вова научился справляться. Его родители тоже посещали консультации с психологом. Они начали слышать и понимать своих приёмных детей, сочувствовать им. Благодаря работе специалистов жизнь в семье наладилась. У Вовы улучшились отношения с близкими и со сверстниками, появились интересы и увлечения. Кроме того, добрые перемены произошли и в жизни старшего брата Коли.
При участии Фонда защиты детей от жестокого обращения десятки ребят из детских домов обретают надежду на новую жизнь. Узнать об этом больше и поддержать миссию фонда можно на странице программы «Добрые перемены».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис — образы в иконописи». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Разговор шел об истории уникальных фресок Данилова монастыря в Переславле, созданных в 17-м веке под руководством знаменитого иконописца Гурия Никитина, которые были посвящены сюжетам из Откровения Иоанна Богослова, часто называемого «Апокалипсис».
Этой программой мы открываем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Все выпуски программы Светлый вечер