Дочь египетского фараона в сопровождении служанок прогуливалась по берегу Нила и увидела в зарослях тростника у самого берега просмоленную корзину, а в ней – маленького ребенка, месяцев трех от роду. Царевна сразу же догадалась, что это еврейский малыш. Ее отец недавно издал жестокий указ убивать всех мальчиков, рожденных иудейскими женщинами – видимо, одна из этих несчастных и предприняла отчаянную попытку спасти своего сына, отправив его в плавание по водам священной реки. Ребенок был настолько прекрасен, что дочь фараона не могла на него насмотреться. Она решила непременно взять малыша на воспитание и тут же назвала его Моисеем, что значит «найденный у воды».
Царевна заметила стоящую неподалеку бедную девочку и приказала ей поскорее найти женщину, которая могла бы выкормить младенца грудным молоком. Буквально через несколько минут кормилица уже приложила найденыша к груди. Вся эта череда совпадений не была случайностью. Мальчик был евреем. Мать, Иохаведа, намеренно оставила его на пути следования египетской царевны, в надежде, что та сжалится над ребенком. Девочка, что наблюдала за дочерью фараона, была родной сестрой Моисея. Когда ее отправили на поиски кормилицы, она стремглав побежала за Иохаведой – и у той появилась возможность питать молоком свое дитя.
Так и вырос пророк Моисей – приемышем во дворце фараона, но на руках у родной матери. С юности его мучили противоречия. Считая себя членом семьи египетского царя, он горячо сочувствовал евреям, которые жили в невыносимых условиях. Увидев однажды, как надсмотрщик-египтянин бьет раба-иудея, Моисей вступился – и убил обидчика. После этого ему оставалось только бежать и скрываться на Синайском полуострове, служа пастухом у Иофора, вождя и жреца племени мадианитян.
Однажды, когда Моисей пас овец у подножия горы Синай, ему явился Сам Господь в виде Неопалимой купины – горящего, но не сгорающего куста. Пророк получил от Бога призыв к освобождению еврейского народа из плена. Послушный этому повелению, он отправился в Египет, чтобы ходатайствовать перед фараоном об освобождении сынов израилевых. Раз за разом Моисей приходил во дворец с одной и той же просьбой, но египетский царь не соглашался дать пленникам свободу. По слову пророка страну одно за другим накрывали стихийные бедствия. Реки превращались в кровь, целые города претерпевали нашествие жаб и насекомых, люди и животные страдали от эпидемий, с неба обрушивался огненный град, непроницаемая тьма вставала стеной – но ничто не могло изменить жестокое решение гордого правителя, который привык владеть евреями, как рабами. В конце концов, он прогнал Моисея, под страхом смертной казни запретив ему показываться во дворце. «Хорошо, я ухожу, - ответил на это пророк, - Но знай, что Египет постигнет казнь, страшнее всех предыдущих, вместе взятых». И в ближайшую ночь предостережение исполнилось – в Египте умерли все первенцы, включая сына фараона.
Убитый горем, правитель отпустил израильский народ. Но едва пленники покинули пределы Египта, как фараон пожалел о своем решении. Он приказал снарядить войско и бросился в погоню. Преследователи настигли евреев на берегу Красного моря. Казалось, беглецам некуда деться. В панике, они стали роптать на Моисея.
Пришла наша погибель! Впереди бушующее море, позади разъяренные египтяне! Зачем только мы послушали Моисея и покинули Египет! Теперь фараон не простит нас.
Да ты посмотри, что происходит! Пророк простер руку над морем, и ветер как будто переменил направление, послушный ему! К добру ли это?
Я не верю своим глазам! Волны разбежались от ветра в разные стороны и замерли! Море обнажило свое дно от берега до берега – неужели мы пройдем по этому коридору?
Пожалуй, это пусть к спасению, счастливый исход! Надо поспешить, брат, пока вода не обрушилась в свои пределы и не потопила нас.
Опасения были напрасными – вода стояла двумя прозрачными стенами, пока израильский народ переходил по морскому дну на противоположный берег. Когда же преследователи-египтяне ворвались на своих колесницах в этот таинственный коридор, пучина с ревом обрушилась и поглотила их!
Это было самое начало Исхода евреев из Египта. Впереди предстояло сорокалетнее хождение по пустыне и многочисленные испытания. Творец не оставлял путников – днем путь им указывало светлое облако, а ночью – огненный столп. Манна небесная утоляла голод странников, горькие воды источника становились сладкими, чтобы они могли утолить жажду. Однако утомленные путешествием, которому было не видно конца, люди впадали в малодушие, требовали от Моисея мясной пищи и досадовали, что покинули Египет. «Лучше быть в плену и есть досыта, чем терпеть нужду ради призрачной свободы!», – бросали они пророку упреки. Когда же Моисей взошел на гору Синай по призванию Бога, чтобы получить каменные скрижали с десятью заповедями, народ изготовил Золотого тельца и поклонился этому идолу, ожидая от него материальных благодеяний.
Моисею было горько и больно видеть падения своих братьев и сестер, но он мужественно и упорно вел свой народ к Земле обетованной – желанной Палестине. Он понимал, что нужно пройти через огонь и воду, чтобы души окрепли и закалились, освободились от рабского сознания, чтобы служение Единому Богу, Создателю Вселенной стало для людей дороже, чем мясо в котлах чужбины.
Моисей шел вперед ради того, чтобы избранный Богом народ совершил свою великую миссию – обрел крепкую веру, в недрах которой появилась на свет Дева, в своей чистоте оказавшаяся достойной стать Матерью Спасителя – Иисуса Христа.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»