Десятый век до Рождества Христова. Новая столица Израильского царства – Иерусалим встречает величайшую иудейскую святыню – Ковчег Завета. Золоченый ларь с хранящимися внутри каменными скрижалями, на которых начертаны Десять заповедей Бога, вплывает в крепостные ворота на плечах левитов – священников. И семьдесят тысяч израильтян приветствуют это шествие! На много километров вокруг слышны ликующие звуки труб, кимвалов – медных тарелок и сладкозвучных гуслей. А впереди движения, вне себя от радости, поет молитвы и пляшет, как ребенок, невысокий человек в простом льняном хитоне. Это – молодой израильский царь Давид.
Царица Мелхола смотрит на мужа в окно осуждающе. Разве так должен вести себя правитель? Разве можно унижать свое достоинство перед слугами? «Пастух – он и есть пастух!», – в сердцах бросает она. Давид же, вернувшись во дворец, на упреки жены отвечает так: «Перед Господом играть и плясать буду! Еще больше унижусь, и перед слугами буду славен!».
Мелхола сказала правду – Давид действительно в юности был пастухом. Ей, дочери первого Израильского царя Саула, их брак казался неравным. Мелхоле не доставало в Давиде сурового величия, которое отличало ее отца. Но была в нем с юности радостная вера в Бога и готовность служить Ему бесстрашно и преданно. Эта вера выплескивалась дивными молитвенными песнями, которые Давид исполнял, перебирая струны псалтыри – музыкального инструмента, похожего на арфу. Эти песни – псалмы отличались особой проникновенностью, они освежали душу, как теплый ливень в жаркий полдень питает животворящей влагой сухую почву. Только пение Давида могло утешить царя Саула, который страдал жестокими приступами черной тоски. Именно потому надменный правитель и приблизил юного пастушка из Вифлеема к царскому двору, а затем и отдал ему в жены свою младшую дочь.
Однако, вовсе не благодарность испытывал царь Саул к талантливому музыканту и поэту. Его снедала необъяснимая ревность. Узнав от пророка Самуила, что благоволение Божие отнято у него, и уже другой, более достойный израильтянин избран на царство, Саул подозревал, что новый помазанник – это именно Давид! Подозрения усугублялись тем, что вчерашний пастушок прославился в народе, как отважный и удачливый воин. Он смог одним ударом камня, выпущенного из пращи, победить вражеского воина-великана по имени Голиаф, затем выиграл несколько сражений с языческими народами, окружавшими Израиль.
Догадка Саула была верной – Давид действительно получил через пророка Самуила Божие благословение на царство. Однако он любил Саула, как отца и не мыслил о том, чтобы вступить на престол, пока тот жив. Когда же Саул погиб – в бою, окруженный врагами, он бросился на свой меч, то Давид искренне оплакал его.
Возглавив Израильское царство, псалмопевец заботился в первую очередь о том, чтоб возродить в народе веру в Бога. Он приложил все усилия, чтобы отыскать утраченный Ковчег завета и устроил для святыни походный храм – скинию в Иерусалиме. Здесь стали совершаться общественные богослужения, на которых звучали и псалмы, написанные самим царем.
Давид не был безгрешным человеком, но ему было ведомо подлинное покаяние. Однажды, уже будучи царем, он увидел с балкона своего дворца купающуюся женщину и захотел непременно сделать ее своей. Давида не остановило то, что красавица – а звали ее Вирсавия, была замужем. Когда царю стало известно, что Вирсавия вскоре родит ему ребенка, он отправил ее мужа, своего верного слугу Урию, на передовую, с тайным умыслом, что тот не вернется с войны. Именно так и случилось. Вирсавия стала женой царя, их ребенок родился в законном браке. Казалось, грех покрыт и можно не вспоминать о нем. Но Бог заботился о том, чтобы душа псалмопевца была чиста. Он послал к Давиду пророка Нафана с обличением, и тот рассказал царю притчу…
Пророк Нафан:
Один богач владел огромным хозяйством. Ему принадлежали бескрайние пастбища, простирающиеся от края до края земли, на них паслись тучные стада. Однако он похитил у бедняка единственную овечку, к который тот был привязан, как к своему ребенку. Скажи, о могущественный царь, как следует поступить с богачом?
Давид:
Он достоин смерти! Скажи, кто из моего народа так поступил, и он будет жестоко наказан!
Пророк Нафан:
Ты тот богач! Зачем ты отправил Урию на верную погибель, забрав себе его жену? Свои поступком ты дал повод врагам хулить нашего Бога…
Давид:
Я тяжело согрешил, и не видел того!Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое…
Осознав свое злодеяние, Давид не ел и не пил несколько дней – он горько плакал и просил у Господа прощения. Свое сокрушение он выразил в молитвенной песни, которая и поныне остается образцом покаяния. Это известный пятидесятый псалом, его так и называют – покаянный.
Младенец, рожденный от греховной связи Вирсавии и Давида, умер, но позднее у супругов были еще дети. Из всех наследников – а у Давида по обычаям того времени было несколько жен, именно сын Вирсавии, Соломон унаследовал израильский престол, и построил в Иерусалиме великолепный храм, о котором мечтал его отец.
Многое с течением веков утрачивается безвозвратно. Стерт с лица земли Иерусалимский храм, утерян в истории и след Ковчега Завета. А вот древние молитвенные песни, собранные в библейской книге Псалтырь, сохранились и доныне. Псалмы звучат на богослужениях и в домашних молитвах христиан во всем мире. Они дышат доверием ко Творцу, в них отражена глубина раскаяния, сияет чистотой детская радость о Боге. И всякий человек, открывая Псалтырь, испытывает благодарность ее автору – пророку и поэту, израильскому царю Давиду.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.