Жизнь и деяния святых вдохновляли писателей и поэтов, даже, казалось бы, не глубоко религиозных. Но их тоже впечатляли биографии людей, достигших святости.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святом благоверном князе Михаиле Тверском и стихотворении Кондратия Рылеева «Михаил Тверской».
Герой стихотворения поэта-декабриста Кондратия Рылеева князь Михаил Тверской — сын Тверского князя Ярослава Ярославича. Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но его племянник Георгий Данилович, князь Московский, стал оспаривать у него это право.
Это было время, когда Русь находилась под владычеством монголов и ярлык на княжение русским князьям выдавали в Орде. Оба русских князя отправились в Орду, где хан Тохта утвердил управлять Тверью Михаила. Глубоко засела обида в сердце князя Георгия Даниловича и он дожидался десять лет, чтобы отомстить Михаилу.
Когда Ордой стал править Узбек-хан, московский князь Георгий Данилович отправился к нему на поклон. Три года князь Георгий жил в Орде, стараясь заслужить милостивое расположение к себе Узбек-хана дорогими подарками и всяческими услугами. В довершение он женился на сестре хана Кончаке.
Хан поставил Георгия Даниловича старшим над всеми русскими князьями и дал ему войско для усмирения соотечественников.
Тверской князь Михаил выступил навстречу войску хана которым руководил князь Георгий, сразился с ним и одержал победу, взяв в плен татарского полководца Кавгадыя.
Узбек-хан вызвал князя Михаила Тверского в Орду и взял под арест. С этого эпизода как раз и начинается стихотворение-дума Кондратия Рылеева.
КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ
Стан Узбеков за рекою,
На степи, в глуши пестрел;
Всюду воины толпою;
Всюду гул глухой шумел.
Ветхим рубищем покрытый,
С мрачной грустию в груди,
Князь-страдалец знаменитый
Сел в цепях на площади.
Несчастливца обступили
Любопытные толпой:
«Это князь был! — говорили
И качали головой. —
Он обширными странами,
Как Узбек наш, обладал;
Он с отважными полками
Кавгадыя поражал!..»
Князь Михаил знал, что идет в Орду почти на верную гибель. Но если бы он не пошел — гнев хана мог обрушиться на его близких, на всё Тверское княжество. На берегу реки Нерли князь Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, как перед смертью.
В Орде хан не стал слушать никаких оправданий: князя Михаила отдали под стражу, оковали цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Видя неминуемую гибель, князь ночи проводил в молитве и чтении псалмов.
Руки князя Михаила были связаны, и княжий отрок листал перед ним страницы Священного Писания...
В стихотворной думе Кондратия Рылеева русский князь печалится вовсе не о своей участи, а о междоусобных распрях князей, которые ведут к ослаблению Руси.
КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ:
В речи вслушавшись чужие,
Загрустил сильнее князь;
Вспомнил славу — и впервые
Слезы брызнули из глаз.
«До какого униженья, —
Он мечтал, потупя взор, —
Довели нас заблужденья
И погибельный раздор!
Те, которых трепетали
Хитрый грек и храбрый лях,
Ныне вдруг рабами стали
И пред ханом пали в прах!
Я любил страну родную
И пылал разрушить в ней
Наших бед вину прямую:
Распри злобные князей».
Верные слуги предлагали князю тайно бежать из Орды, но Михаил им отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!»
КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ
Смерть свою давно предвижу;
Для побега други есть, —
Но побегом не унижу
Незапятнанную честь!
Так, прав чести не нарушу;
Пусть мой враг, гонитель мой,
Насыщает в злобе душу
Лютым мщеньем надо мной!
Пусть вымаливает казни!
Тверд и прав в душе своей,
Смерть я встречу без боязни,
Как в боях слетался с ней.
Не хочу своим спасеньем
На родимый край привлечь
Кавгадыя с лютым мщеньем
И Узбека грозный меч!
Поэт Кондратий Рылеев был один из пяти декабристов, казненных в 1825 году после восстания на Сенатской площади. Стихотворение «Михаил Тверской» он написал за три года до своей гибели. Рылеев восхищается мужеством и самопожертвованием князя Михаила, которого Карамзин назвал «Отечестволюбцем».
Кондратий Рылеев в своем стихотворении не отступает от жития святого благоверного князя Михаила Тверского. По преданию, перед приходом своих палачей князь Михаил раскрыл Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Князь закрыл книгу, когда к нему вбежал его слуга и сказал, что к шатру приближаются вооруженные люди.
Когда злодеи пришли, князь Михаил стоял в шатре и молился...
КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ:
Уж Георгий с палачами
И коварный друг царя
Шли поспешными шагами
К жертве, злобою горя...
Пред иконою святою
Михаил псалом читал;
Вдруг с той вестью роковою
Отрок княжеский вбежал...
Вслед за ним убийцы с криком
Ворвались в густых толпах:
Блещет гнев во взоре диком,
Злоба алчная в чертах...
Ворвалися - и напали...
Как гроза в глухой ночи,
Над упавшим засверкали
Ятаганы и мечи...
Кровь из язв лилась струею...
И пробил его конец:
Сердце хладною рукою
Вырвал дикий Романец.
Князь скончался жертвой мщенья!
С той поры он всюду чтим:
Михаила за мученья
Церковь празднует святым.
Во время правления царя Иоанна Васильевича Грозного церковь причислила тверского князя Михаила к лику святых. В Петербурге в Исаакиевском художник Брюллов изобразил князя Михаила Тверского рядом с Александром Невским — оба русских князя положили жизнь «за други своя», за свой народ.
Именно таким героем предстает перед нами в стихотворении Кондратия Рылеева святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверской.
25 мая. О любви к слову

Сегодня 25 мая. День филолога.
О любви к слову — протоиерей Артемий Владимиров.
Филология, любовь к слову. Мне, как недостойному студенту Московского университета филологического факультета, есть что вспомнить, ибо филологический факультет ещё в советское время именовался среди поклонников его христианнейшим факультетом. Действительно, невозможно любить слово и оставаться на невежественных позициях позитивизма, атеизма, релятивизма, потому что слово всегда носитель духа. И соприкосновение с памятниками литературы глубокой древности, средних веков, XIX столетия, неизменно расширяя духовно-нравственные горизонты, вводит наш ум в глубины творческой лаборатории собственного сердца. Сегодня, воздавая честь филологии, этой науке о слове, хочется сказать о пользе изучения языков, что успокаивает человека, учит его работоспособность, развивает его мышление. Изучая авторов художественной литературы, изучая летописи, литературные памятники прошлого, сумеем связать воедино наши разнородные познания, воздавая честь источнику божественной мудрости, Спасителю, который оставил нам свое бессмертное, вдохновляющее, возрождающее человеческую душу слово, запечатленное в Евангелии.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 38 зач., XVI, 16-34.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Мартин Хайдеггер, крупнейший немецкий философ XX века, в «Разъяснении к поэзии Гельдерлина», оставил нам такую мысль: «Мы никогда не познаем тайну, срывая с неё покров... познать тайну мы можем только сохраняя тайну в качестве тайны».
С этой цитаты мне хотелось бы начать размышления над чтением из 16-й главы книги Деяний святых апостолов, которое сегодня звучит в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 16.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Реакция апостолов из прозвучавшего сейчас отрывка поначалу кажется очень странной: ведь, как сказали бы сегодня, прорицательница «увеличивала потенциальный охват аудитории» проповеди апостолов и повышала существенно эффективность их миссии! Однако апостол Павел не только отказывается от такого «продвижения» себя, но и вообще лишает пророчицу дара — из-за чего и получают апостолы избиение палками и заточение в тюрьму. Что же именно оказалось настолько неприемлемым для апостолов — что они, не задумываясь, отказались от «услуг прорицательницы» — тем более ещё и бесплатных?
Для меня ответ — в приведённых выше словах Хайдеггера о важности не срывать покровы с таинственного. Для обычного человека огромный соблазн — «подглядывать», «подсматривать», «вынюхивать» то, что доступно не всем. И за это, как мы знаем в том числе и из сегодняшнего чтения, люди готовы платить большие деньги! Но что же в этом настолько неправильного, что апостолы решили вопрос с пророчицей радикально, вообще лишив её этой связи с демоном?
Приведу историю, думаю, многим знакомую. Вы когда-нибудь в детстве перед Новым годом — пока родители были чем-то заняты — подглядывали в подарочные коробки? Если да, вы знаете, что сам факт этого подглядывания напрочь испаряет аромат праздника. Когда ты уже знаешь, что тебе подарят, — интрига пропадает, вкус предвкушения улетучивается — остаётся только неизбежное. И сколько же, напротив, восторга у того, кто не стал нарушать определённых границ — дотерпел до конца — и вот, разворачиваются праздничные ленты, снимаются внешние покровы упаковки — да в конце концов, какая разница, что именно окажется там, внутри: ведь ребёнок на всю жизнь запомнит это ощущение протяжённости любви — которая куда важнее самого подарка!..
Подглядывающий — всегда «ворует» любовь; в то время как способный дотерпеть — принимает её как благодарный дар. Этому и учит нас сегодняшнее чтение: уметь ждать, уметь терпеть — и не пытаться своими хитростями проникать туда, куда не следует!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Артемию восстановиться после болезни и операции

Вечерами, после того как Артемий сделает уроки, он с удовольствием устраивается с бабушкой в кресле, и вместе они и читают книги о животных. Артемий с увлечением и разглядывает красочные иллюстрации, с которых на него глядят грозные тигры, величественные слоны, дружелюбные дельфины и много кто ещё. Мальчик очень внимательно слушает рассказы бабушки. Жаль, что он пока не может обсудить с ней свои впечатления и задать море разных вопросов. Из-за болезни и неудачной операции, которые случились в раннем детстве, Тёма не разговаривает, не сидит самостоятельно и не ходит. Раньше он не мог даже голову держать, но со временем, в результате постоянных упражнений и заботы близких, стал чувствовать себя гораздо лучше. Сегодня мальчик проходит обучение на дому — с интересом познаёт школьную программу, изучает по книгам окружающий мир и пытается произносить звуки.
Чтобы Тёма заговорил, научился держать спину и однажды встал на ноги, ему необходимо продолжать курсы восстановительной терапии. Врачи говорят, что у ребёнка есть все шансы многое освоить. Вы можете поддержать Артемия Василёва из города Сургута на его пути к полноценной жизни. Сбор для мальчика открыт на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов