Чтобы в Саратове попасть в Свято-Алексиевский женский монастырь, нужно доехать до остановки «Первая Дачная». Название говорит само за себя – здесь издавна было любимое горожанами место отдыха. В девятнадцатом веке живописный уголок, в котором расположена сегодня обитель, и вовсе не входил в городскую черту.
В 1948 году архиепископ Афанасий (Дроздов) купил здесь для архиерейской дачи обширный участок земли с садом и рощицей. Сохранилась газета «Саратовские епархиальные ведомости» за 1978 год, в которой сообщается, что «на участке, приобретенном владыкой Афанасием, саратовские архиереи имеют летнее жительство». Находясь на отдыхе, епископы совершали богослужения в Спасо-Преображенском мужском монастыре, что находился неподалеку.
В восьмидесятых годах девятнадцатого века владыка Павел Вильчинский отдал распоряжение построить при дачной архиерейской резиденции храм во имя святителя Алексия. При храме был организован монашеский скит, насельники которого каждый день совершали литургию в новой церкви. Считается, что именно усердная молитва иноков послужила причиной того, что на территории скита, под горой, забил целебный родник. Источник оборудовали керамическим водопроводом, по которому вода поступала вверх, к монастырским зданиям. В скиту был устроен пруд и фонтан.
Появление родника с радостью восприняли не только монахи, но и жители слободки, расположенной рядом с обителью – ведь прежде здесь никогда не было источника питьевой воды. Чистейшая влага этого ключа, пройдя самые строгие современные экспертизы, и сегодня пользуется любовью саратовцев. Ежедневно к источнику приходит порядка двухсот человек, почти всегда здесь стоит небольшая очередь. К сожалению, в двадцатом веке, пока монастырь был закрыт, уникальный керамический водопровод разрушился, пруд захирел, и от фонтана не осталось следа. Но рядом с родником уже обустроены купальня и часовня, которые никогда не пустуют.
После возвращения монастырских зданий Церкви в 1997 году обитель была преобразована в женскую. Рядом с Алексиевским храмом, который чудом уцелел в советское время, был построен еще один, в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» с подземным приделом, посвященным младенцам, убитым Иродом в Вифлееме.
В монастыре большое подворье – сестры держат коров, кур, ухаживают за садом и огородом, содержат свою пасеку. Здесь как будто маленький уголок пасторальной идиллии в большом городе. Даже дорожка, что тянется от остановки в монастырь, кажется, постепенно уводит от современной суеты. Сначала вы пойдете мимо шумного рынка, затем вдоль новостроек, а потом между маленьких нарядных домиков - как будто возвращаясь в те времена, которые называют старыми и добрыми…
Архангельское-Чашниково. Затопленная часовня Владимирской иконы Божьей Матери
На юго-западе Тверской области, в Зубцовском районе, на берегу реки Вазуза, есть крошечная деревенька Гнездилово. Числится она заброшенной, но всё же в ней иногда появляются люди. Они приезжают сюда, чтобы посмотреть на руины затонувшего храма Владимирской иконы Божией Матери, которые величественно возвышаются над гладью Вазуского водохранилища примерно в полутора километрах от деревни.
От Москвы до Гнездилово — примерно три часа езды. Потом минут двадцать пешего пути через поля, и мы в урочище Архангельское-Чашниково. Когда-то здесь стояли дома и жили люди, но в 70-е годы ХХ века при строительстве гидроэлектростанции местность затопили. Вместе с сёлами ушла под воду и Владимирская церковь, возведённая здесь ещё в конце 18-го столетия. По одной из самых распространённых версий, строителем церкви был богатый купец по фамилии Лихачёв из деревни Александровское. Он построил храм в память о погибшем сыне. Впрочем, это лишь предположение исследователей. Единственное же на сегодняшний день упоминание о Владимирском храме содержится в Тверском епархиальном статистическом справочнике от 1914-го года. Там говорится, что храм служил приходским для 19-ти окрестных деревень.
И сегодня из вод Вазуского водохранилища видны его стены. Сохранились резные колонны, тонкий узор на фасаде — судя по всему, некогда белокаменном, а также арочные и круглые окна. Весной и летом руины полностью окружены водой, посмотреть на них можно с берега, или подплыть на лодке. А вот осенью и зимой, когда уровень воды в водохранилище падает, затопленный Владимирский храм в буквальном смысле «выходит на сушу». Можно подойти к нему и дотронутся до старинных камней, над которыми оказались не властными ни время, ни вода. Становится уже неважно, кто именно его построил, и даже — кто попытался уничтожить. Потому что храм остался живым — какими всегда остаются даже разрушенные и поруганные святыни. И всегда над гладью Вазуского водохранилища звучит неслышная молитва, к которой присоединяешься всем сердцем.
Все выпуски программы ПроСтранствия
20 ноября. Об образах, используемых в Святом Евангелии

В 13-й главе Евангелия от Луки есть притча о добром виноградаре и бесплодной смоковнице.
Об образах, используемых в Святом Евангелии — священник Родион Петриков.
Под виноградником в данной притче разумеется целый мир. Под смоковницей разумеется народ еврейский, народ Израиля или народ теперь Нового Израиля, то есть мы, христиане, которые по своему положению и высокому назначению стоим среди других народов. Под хозяином виноградника разумеется Бог Отец, под виноградарем — Иисус Христос.
Пришествие хозяина виноградника искать плода на смоковнице — это выражение требования Божия от народа Его живой веры и доброй нравственности. А отсутствие такого плода и дел веры — это угроза Божиего Суда.
Однако главное в притче — это, конечно же, не приговор, а надежда и милосердие. Сам виноградарь, Господь наш Иисус Христос, вмешивается лично и говорит: «Дай Мне срок, и Я спасу её». То есть по Своей великой, неизречённой любви Иисус Христос прилагает все усилия, чтобы спасти Свой народ.
Святой Феофилакт пишет об этом так: «Дай Богу хоть один плод, искреннее покаяние, и его хватит, чтобы отложить топор».
Все выпуски программы Актуальная тема
20 ноября. О внутреннем мире и духовной безопасности

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О внутреннем мире и духовной безопасности — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол говорит об опасности внешнего, опять-таки, потому что этот мир и безопасность, они касаются лишь внешней жизни. Но человек совершенно забывает о том, что нужно стремиться стяжать внутренний мир и обезопасить себя от нападок внешних страстей и тех, кто эти страсти в нас возбуждает.
И этот мир последнего времени, который углубится бесконечно уже во зле, преуспеет в нём. Так что Антихрист станет закономерным продолжением их жизни, собственно, его актуализацией, можно так сказать.
И, безусловно, тот мир и безопасность, о которых мы так много слышим и в современном мире, об уменьшении преступности, хотя она практически не уменьшается, или же всё это пытаются уменьшить благодаря тотальной слежке, цифровому контролю над людьми, всё это приводит в целом к безнравственной жизни очень многих людей, когда на это ни малейшего внимания уже не обращается.
А Господь нас призывает именно к тому миру и к той безопасности, о которых нам нужно помнить, которые стяжать в своём сердце этот мир, духовный мир, сходящий свыше, и обезопасить себя именно от духовных татей, духовных преступлений, которые совершаются зачастую в тайне человеческого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема







