Чтобы в Саратове попасть в Свято-Алексиевский женский монастырь, нужно доехать до остановки «Первая Дачная». Название говорит само за себя – здесь издавна было любимое горожанами место отдыха. В девятнадцатом веке живописный уголок, в котором расположена сегодня обитель, и вовсе не входил в городскую черту.
В 1948 году архиепископ Афанасий (Дроздов) купил здесь для архиерейской дачи обширный участок земли с садом и рощицей. Сохранилась газета «Саратовские епархиальные ведомости» за 1978 год, в которой сообщается, что «на участке, приобретенном владыкой Афанасием, саратовские архиереи имеют летнее жительство». Находясь на отдыхе, епископы совершали богослужения в Спасо-Преображенском мужском монастыре, что находился неподалеку.
В восьмидесятых годах девятнадцатого века владыка Павел Вильчинский отдал распоряжение построить при дачной архиерейской резиденции храм во имя святителя Алексия. При храме был организован монашеский скит, насельники которого каждый день совершали литургию в новой церкви. Считается, что именно усердная молитва иноков послужила причиной того, что на территории скита, под горой, забил целебный родник. Источник оборудовали керамическим водопроводом, по которому вода поступала вверх, к монастырским зданиям. В скиту был устроен пруд и фонтан.
Появление родника с радостью восприняли не только монахи, но и жители слободки, расположенной рядом с обителью – ведь прежде здесь никогда не было источника питьевой воды. Чистейшая влага этого ключа, пройдя самые строгие современные экспертизы, и сегодня пользуется любовью саратовцев. Ежедневно к источнику приходит порядка двухсот человек, почти всегда здесь стоит небольшая очередь. К сожалению, в двадцатом веке, пока монастырь был закрыт, уникальный керамический водопровод разрушился, пруд захирел, и от фонтана не осталось следа. Но рядом с родником уже обустроены купальня и часовня, которые никогда не пустуют.
После возвращения монастырских зданий Церкви в 1997 году обитель была преобразована в женскую. Рядом с Алексиевским храмом, который чудом уцелел в советское время, был построен еще один, в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» с подземным приделом, посвященным младенцам, убитым Иродом в Вифлееме.
В монастыре большое подворье – сестры держат коров, кур, ухаживают за садом и огородом, содержат свою пасеку. Здесь как будто маленький уголок пасторальной идиллии в большом городе. Даже дорожка, что тянется от остановки в монастырь, кажется, постепенно уводит от современной суеты. Сначала вы пойдете мимо шумного рынка, затем вдоль новостроек, а потом между маленьких нарядных домиков - как будто возвращаясь в те времена, которые называют старыми и добрыми…
Одна молитва. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
В главе шестой Евангелия от Матфея Господь заповедал ученикам молиться, не говоря лишнего, дабы не уподобиться язычникам. Он даровал апостолам молитву Господню, известную также, как «Отче наш».
Я долго не понимала: почему Господь не передал нам других молитв? Ведь у каждого из нас так много просьб к Богу. И когда мы обращаемся к Нему, сложно быть лаконичными и не сказать лишнего.
Однажды мой сын сильно задержался на прогулке с друзьями. Я долго не могла дозвониться до него. А пока набирала номер, молилась:
— Господи, пусть он перезвонит...
И тут же мысленно перебивала сама себя:
— Нет, Господи, лучше я сама дозвонюсь, а он пусть снимет трубку... Нет, всё-таки, лучше он, а то разозлюсь ещё, наговорю всякого... Но хорошо бы, чтобы трубку взял...
Вдруг поняла, что запуталась. Сама не знала, чего просить. Сын не отвечал на звонки. Снова начала молиться, просто повторяя молитву Господню:
— Отче наш, иже еси на небесех...
Через некоторое время ребёнок сам позвонил. Я поговорила с ним и велела идти домой.
В той же главе Евангелия от Матфея сказано: «Ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду прежде, чем попросите у него.» Господь знает, но мы сами, к сожалению, далеко не всегда. А что нам на самом деле полезно, знаем ещё реже.
В молитве Господней собраны все наши основные просьбы, и их не много. Буквально четыре: о хлебе насущном, об оставлении грехов, об избавлении от искушений и защите от лукавого. Это — основные потребности каждого верующего человека. И если мы не знаем, чего хотим, можно просто читать «Отче наш». А Господь и без слов знает о наших нуждах.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
10 февраля. О покаянной молитве авторства Преподобного Ефрема Сирина

Сегодня 10 февраля. День памяти Преподобного Ефрема Сирина.
О покаянной молитве его авторства — священник Августин Соколовски.
Святой Ефрем Сирин был чадом Древней Антиохийской Церкви. Ограничивая себя во всем и пребывая в молитве и созерцании, святой Ефрем писал удивительные гимны славословия Господу и Богу. Отец пустыни, подобный библейским пророкам, святой Ефрем был дьяконом. Тогда, в IV веке, это было особенное учительское служение Древней Церкви. Ефрем проповедовал, учил, готовил людей к окрещению. В момент, когда примерно за год до его праведной кончины на город Эдессу обрушился голод, Ефрем спас от смерти множество жизней.
Пройдет ровно три недели и начнется Великий Пост. Тогда святой Ефрем сделается нашим спутником в трудном, но благословенном пути к Святой Пасхе. Ежедневно Церковь устами священника будет многократно повторять молитву святого Ефрема. Самое главное, чтобы слова этой молитвы не становились для нас привычными, но каждый раз пробуждали наши воспоминания об ее авторе и о множестве великих значений, вложенных им в удивительные, глубокие и одновременно чрезвычайно простые и наполненные подлинным библейским смыслом слова «Господи и владыка живота моего, Господь и владыка жизни моей».
Преподобный Ефрем родился, когда против христиан свирепствовало великое гонение Диоклетиана. Христиан казнили за то, что они отказывались признавать божественность императора. Единственным Господом и Владыкой своего бытия они признавали Бога и Сына Его Иисуса Христа. Начальные слова молитвы — подлинное мученическое исповедание веры. В дни Великого Поста нам предстоит со вниманием и смирением повторять этот Символ веры мучеников вместе со святым Ефремом.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 февраля. О периоде приготовления к Великому посту

Сегодня 10 февраля. Начало 1-й подготовительной седмицы к Великому посту.
О периоде приготовления к Великому посту — протоиерей Василий Гелеван.
Великий пост велик и по времени, и по значению. По времени, потому что он 40 дней длится, плюс Страстная седмица. А по значению, потому что готовит нас к встрече с Пасхой — самому главному празднику в православном календаре. Вот эти несколько недель мы называем подготовительная седмица перед постом. Отличают эти седмицы евангельские воскресные чтения: о Закхее, Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и прямо у самого порога поста Евангелие о страшном суде. Прощенное воскресенье мы называем его. Эти подготовительные недели готовят нас к тому, чтобы правильно вступить в это поприще поста. А как правильно? Заранее поразмышлять о добродетелях и немного сравнить свою жизнь с тем, как надо. Они готовят нас даже уже постепенному входу в воздержание. То есть это не такой резкий порог, когда вчера ты ел мясо, а сегодня уже не ешь. Нет, постепенно. Сначала все разрешается вкушать, даже среда и пятница отменяются. Потом в обычный режим входим — среда и пятница. Следующие — отказались от мяса, но еще мы едим яйца, молоко. И, наконец, уже и от этого отказываемся. Светлый период, который освобождает нас от зависимости. И тело наше утончается, и страсти наши утихомирятся. И вот в таком состоянии нужно подходить к празднику праздников, к Святой Пасхе.
Все выпуски программы Актуальная тема