Помните сказочное чудо-юдо, рыбу-кита, что лежит посреди моря-океана и держит на себе целое поселение? Так это же СвиЯжск, город-остров в тридцати километрах от Казани, в месте слияния Волги и СвиЯги! Если посмотреть на него с высоты птичьего полета, то он, точно, похож на кита, спина которого покрыта теремами и церквами.
Не Свияжск ли описал Петр Ершов в своем «Коньке-Горбунке»? К сожалению, это симпатичное предположение ошибочно. В девятнадцатом веке, когда жил писатель, этот город еще не был островом. От материка его отрЕзало водой в пятидесятых годах двадцатого столетия, после строительства Куйбышевского водохранилища. А изначально это был высокий холм на берегу. Иван Грозный разместил здесь крепость для осады Казани. Срубы для этого бастиона подготовили гораздо выше по течению, в районе Углича, и сплавили потом вниз по Волге. А когда Казань сдалась под натиском царских войск, новый город - Новгород на Свияге, или попросту Свияжск, стал жить своей жизнью, мирной и, надо полагать, благочестивой – ведь храмы в Свияжске стали возводить с момента основания города.
Так, деревянный Троицкий храм построен еще до осады Казани. Он считается древнейшей церковью не только в Казанской области, но и во всем Поволжье. Это единственное здание в Свияжске, уцелевшее со времен Ивана Грозного. В этой церкви сохранились с шестнадцатого века необычные для Поволжья деревянные скульптуры Христа и апостолов – предположительно, их вытесал некий мастер с русского севера.
Троицкая церковь была главным храмом Троице-Сергиева монастыря, основанного также в середине шестнадцатого столетия. Однако, во время реформ, которые проводила Екатерина Вторая, эту обитель упразднили. В ее зданиях разместился Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, насельницы которого остались без крова во время пожара. Сейчас это мужской монастырь, а до революции обитель была женской. К началу двадцатого века в Иоанно-Предтеченском подвизалось четыре сотни монахинь.
Еще один храм Иоанно-Предтеченской обители – каменная церквушка с небольшой колокольней, освященная в честь Сергия Радонежского. Здесь на крытой паперти сохранилась уникальная фреска: Троица с предстоящими Ей святыми - Сергием Радонежским и Александром Свирским. Фреска, как и храм, датируется началом семнадцатого века. Изображение Троицы – точная копия иконы Андрея Рублева.
Как попасть на остров? С 2008 года его связывает с большой землей дамба с автодорогой. Мост ведет в поселок Нижние ВязовЫе, в котором находится железнодорожная станция Свияжск – здесь останавливаются многочисленные скорые поезда. Но лучше отправиться в город-остров по воде – прогулка на пароходике от Казанского речного вокзала до Свияжской пристани сделает ваше путешествие по-настоящему сказочным!
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







