Помните сказочное чудо-юдо, рыбу-кита, что лежит посреди моря-океана и держит на себе целое поселение? Так это же СвиЯжск, город-остров в тридцати километрах от Казани, в месте слияния Волги и СвиЯги! Если посмотреть на него с высоты птичьего полета, то он, точно, похож на кита, спина которого покрыта теремами и церквами.
Не Свияжск ли описал Петр Ершов в своем «Коньке-Горбунке»? К сожалению, это симпатичное предположение ошибочно. В девятнадцатом веке, когда жил писатель, этот город еще не был островом. От материка его отрЕзало водой в пятидесятых годах двадцатого столетия, после строительства Куйбышевского водохранилища. А изначально это был высокий холм на берегу. Иван Грозный разместил здесь крепость для осады Казани. Срубы для этого бастиона подготовили гораздо выше по течению, в районе Углича, и сплавили потом вниз по Волге. А когда Казань сдалась под натиском царских войск, новый город - Новгород на Свияге, или попросту Свияжск, стал жить своей жизнью, мирной и, надо полагать, благочестивой – ведь храмы в Свияжске стали возводить с момента основания города.
Так, деревянный Троицкий храм построен еще до осады Казани. Он считается древнейшей церковью не только в Казанской области, но и во всем Поволжье. Это единственное здание в Свияжске, уцелевшее со времен Ивана Грозного. В этой церкви сохранились с шестнадцатого века необычные для Поволжья деревянные скульптуры Христа и апостолов – предположительно, их вытесал некий мастер с русского севера.
Троицкая церковь была главным храмом Троице-Сергиева монастыря, основанного также в середине шестнадцатого столетия. Однако, во время реформ, которые проводила Екатерина Вторая, эту обитель упразднили. В ее зданиях разместился Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, насельницы которого остались без крова во время пожара. Сейчас это мужской монастырь, а до революции обитель была женской. К началу двадцатого века в Иоанно-Предтеченском подвизалось четыре сотни монахинь.
Еще один храм Иоанно-Предтеченской обители – каменная церквушка с небольшой колокольней, освященная в честь Сергия Радонежского. Здесь на крытой паперти сохранилась уникальная фреска: Троица с предстоящими Ей святыми - Сергием Радонежским и Александром Свирским. Фреска, как и храм, датируется началом семнадцатого века. Изображение Троицы – точная копия иконы Андрея Рублева.
Как попасть на остров? С 2008 года его связывает с большой землей дамба с автодорогой. Мост ведет в поселок Нижние ВязовЫе, в котором находится железнодорожная станция Свияжск – здесь останавливаются многочисленные скорые поезда. Но лучше отправиться в город-остров по воде – прогулка на пароходике от Казанского речного вокзала до Свияжской пристани сделает ваше путешествие по-настоящему сказочным!
3 мая. Об истории духовных печатных изданий

Сегодня 3 мая. Всемирный день свободы печати.
Об истории духовных печатных изданий — протоиерей Андрей Ефанов.
В моей памяти ярко отложились времена, когда в советский период каждый листок, содержащий хоть какую-то информацию о православии, тщательно переписывался и бережно сохранялся. От прабабушки мне достались две такие толстые, как их тогда называли, общие тетради, которые я заучил наизусть. Потом наступили иные времена, и возникла другая проблема. В 90-е годы XX века многочисленные издательства без всякой цензуры или самоцензуры стали издавать духовную литературу подчас совершенно апокрифического и даже языческого характера. Потребовалось ввести грифование от издательского совета Русской Православной Церкви, всей распространяемой на приходах литературы, что навело определенный порядок. Но тут на фоне распространения сети интернет начался спад на востребованность печатных изданий. Что нас ожидает в будущем? Мне кажется, что печатная литература отстоит свое право на существование. Что до ее качества, то тут все зависит от нашей внутренней духовной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 15 зач., V, 21-33.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Все вещи имеют начало. Православное христианство исключением не является. Оно зародилось около двух тысяч лет назад в исторической Палестине, распространилось по миру, продолжает существовать и развиваться. Но это было уже потом. А вначале всё ограничивалось небольшой группой учеников Христа, живших и проповедовавших в Иерусалиме. Об этом нам сообщает отрывок из 5-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Наиболее ценным историческим источником, который повествует об особенностях существования первых христиан, является книга Деяний святых апостолов. Её автор, апостол Лука, совместивший в своей личности таланты врача, художника и историка-хрониста, постарался детально описать внутреннюю атмосферу христианской общины и внешнюю среду, окружавшую древних последователей Спасителя.
Не является секретом, что мир далеко не всегда был благоприятно настроен по отношению к христианам. В середине первого века основной оппозиционной силой для последователей Спасителя являлись иудеи, которые противодействовали развитию Церкви не только в Палестине, но и в европейской части Римской империи — в тех городах, где евреи имели свои диаспоры. В пятой главе книги Деяний мы находим описание очередного нападения иудейских вождей на ближайших учеников Спасителя — апостолов.
Поводом для конфликта послужило чудесное исцеление калеки, сидевшего у «Золотых» врат Иерусалима, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн Богослов. Иудейские вожди, испугавшись, что чудо привлечёт в ряды христиан ещё больше евреев, заключили учеников Христа в тюрьму, из которой они в ближайшую ночь благополучно освободились. В полночь двери камер чудом отрылись, и апостолы беспрепятственно покинули место своего заключения.
На утро после чудесного освобождения апостолы, следуя своей традиции, собрались в Притворе Соломоновом — крытой колоннаде у восточной стены внешнего двора Иерусалимского храма. Гонители старались всячески испугать учеников Христа, при этом используя хитрость, — якобы сами апостолы — люди уже конченые, исправить их нельзя, но пусть другим евреям они хотя бы не проповедуют. Апостол Пётр, бывший неофициальным лидером апостольской общины, прямо тогда ответил преследователям: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Эти слова служат ярким выражением христианского самосознания, видения мира и места человека в нём. Во время гонений древности и нового времени стойкие ученики Спасителя неизменно между верностью Богу и удобством мира выбирали первое, поскольку были убеждены — счастье только со Христом. Без Христа счастья быть не может.
И история всё расставила на свои места. Действительно — где теперь те гонители? Кто о них помнит? И если всё же помнит, то как? Преимущественно с горечью и даже некоторым презрением. Праведники веры же по-прежнему, подобно звёздам, сияют, своим светом вдохновляя современных христиан на то, чтобы не падать духом, не отчаиваться перед лицом испытаний, но вслед за апостолом Петром напоминать (прежде всего, себе): «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». И речь идёт не о бунте, не об общественной революции, а, прежде всего, о верности Богу и Его правде. Потому что, повторюсь, счастье только со Спасителем. Без Господа Иисуса счастья быть не может. Ни на земле, ни на Небе!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Макарий Оптинский о душевном покое». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги «Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского», посвященные душевному покою: что такое душевный покой и как его обрести.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов