Греция… Апельсиновые сады, синее море, великое множество античных памятников… Знакомые названия и имена: Храм Афины Паллады, Микены, Геракл, Коринф, Спарта… Как будто из книги «Мифы Древней Греции». Но среди всей этой античности есть места, которые стоят особняком. Например – Метеоры.
Метеоры – уникальное сочетание природного и рукотворного феноменов. Над Фессалийской равниной на вершинах грандиозных скал на высоте около 500-600 метров уже более тысячелетия не прекращается монашеская жизнь, освящая и оживляя эти места. Метеоры – в переводе в греческого означает «парящие в воздухе», и все, кто здесь побывал, могут подтвердить - это верное название.
Считается, что первые отшельники поднялись на эти неприступные скалы еще до Х века. Они жили в естественных пещерах и лишь для участия в Литургии спускались в город Стаги, стоящий у подножья Метеор (сейчас город называется Каламбака – это турецкое название древнего поселения). В 1334 году началась новая эпоха – приехавший из Афона монах Афанасий собрал из местной братии 14 человек и начал грандиозное и сложное дело – строительство первых сооружений монастыря Великий Метеор. Так возникла вторая, после Афона, монашеская республика, расцвет которой пришелся на XVI век. Величие и красота здешних мест, а также недоступность скал для разбойников позволили со временем создать множество монастырей, которые строились и укреплялись с помощью щедрых даров благотворителей. Когда-то здесь было 24 действующих монастыря, но сейчас осталось только шесть, остальные превратились в руины либо вообще исчезли.
После падения Византии, в конце XV века, Метеоры стали центром сохранения и развития византийской живописи. В годы турецкого владычества местные монастыри укрывали борцов за независимость, в них располагались «Тайные школы», в которых изучался запрещенный тогда греческий язык, и церковные школы для обучения священников.
Еще каких-то сто лет назад монахи и посетители могли попасть в монастыри только по подвесным лестницам или в подвесных сетках, своеобразных лифтах, которые поднимали вручную. Таким же образом в обители попадало все необходимое для жизни – продукты, вещи, стройматериалы. А в 20-х годах ХХ века правительство Греции субсидировало строительство дорог, рабочие прорубили каменные ступени для подъема на скалы. Уединение монахов было нарушено. Именно с этим связывают упадок монастырской жизни – избегая суеты, многие покинули Метеоры, уйдя на Афон.
Сейчас Метеоры – одно из самых популярных туристических мест. Вход в монастыри для всех без исключения посетителей платный – 2 евро.
Молитва за мир не прекращается в этих местах и в наши дни, все сохранившиеся обители – действующие. Монашеская жизнь, как и раньше, скрыта от посторонних глаз – во время службы монастыри закрываются, попасть на них невозможно. Не вся территория монастырей открыта для посетителей – здесь часто можно увидеть заборчики с табличками «посторонним вход воспрещен». Однако попасть на службу в этих местах можно – но не в монастырях, а в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы в Каламбаке. Этот храм, возведенный в X-XI вв., считается главной достопримечательностью города: в нем находится единственный в Греции мраморный амвон, а часть росписей относится к ХVI в.
И маленькое замечание. Машина напрокат сэкономит вам и время, и деньги. Если вы приехали на машине, добраться до монастырей не составит труда. Ну, а если без машины - расписание местных автобусов можно получить в Турофисе около центрального сквера Каламбаки.
Метеоры невозможно обойти за один день. А поскольку монастыри не предоставляют паломникам ночлег, переночевать можно в одной из многочисленных гостиниц города Каламбаки или деревушки Кастраки – она находится совсем рядом с монастырями.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер