Жил в одной деревне звездочёт, и слава о нём достигла самого падишаха, как на Востоке называют царей. В конце концов падишах пригласил звездочёта ко двору.
Мудрец отправился в путь.
Он шёл весь день и очень сильно устал. Вечером его увидел какой-то крестьянин и подумал: «Вот путник, на бороде которого осела пыль дальних дорог. Сделаю доброе дело — приглашу его в дом».
Поужинал звездочёт в крестьянском доме, отдохнул от души и потом спрашивает хозяина:
— Знаешь ли ты все двенадцать имён звезды Альдебаран?
— Нет, не знаю, — говорит крестьянин.
— Тогда ты глупец и невежда! Считай, что ты напрасно прожил половину своей жизни, — с важным видом заявил звездочёт.
И это вместо благодарности за гостеприимство!
Обиделся хозяин, и, в свою очередь, тоже задал гостю вопрос:
— А знаешь ли ты, что не всё то мягко, что кругло?
— Нам, звездочётам, это знать не к чему.
— Тогда считай, что половина ночи для тебя потеряна! — сказал хозяин.
И крестьянин вместо подушки дал звездочёту под голову круглый камень. Половину ночи заносчивый мудрец проворочался без сна. Толком не отдохнув, вышел он утром из дома крестьянина и поплёлся дальше.
По дороге какой-то добрый человек взял его в свою повозку. Но звездочёт тут же ему объявил, что он болван и невежда, и половина его жизни потеряна, раз он ничего не знает про свойства кометы. Попутчик в ответ остановил лошадь и высадил звездочёта из повозки.
— Если б ты знал, что такое благодарность и вежливость, то сегодня уже был бы в столице, — сказал возница. — А теперь плетись пешком и считай, что день для тебя потерян.
Добрёл звездочёт до большой реки. Долго топтался он на берегу, но вот какой-то добрый рыбак взял его в лодку и согласился перевезти на другой берег.
— Знаешь ли ты, что будет, если Солнце упадёт на Землю? — спросил его звездочёт.
— Не знаю и, надеюсь, никогда не узнаю.
— Тогда ты глупец и невежда и половина твоей жизни потеряна! — заявил звездочёт, надуваясь от важности.
Обиделся рыбак и говорит:
— Интересно, а что будет, если ты, надутый пузырь, упадёшь в воду с лодки? Давай-ка посмотрим! — и столкнул звездочёта в воду.
Хорошо, что берег был совсем близко. Вылез звездочёт на берег, зубами от холода и злости стучит, и говорит рыбаку:
— Вы просто все мне завидуете, что я такой умный и единственный среди вас постиг тайны неба.
— Может быть, ты и умный человек, но уж никак не мудрый, — ответил ему из лодки рыбак. — Не знаю, как обстоят дела на небе, но на земле без уважения и благодарности к людям точно не обойтись.
(по мотивам афганской народной сказки)
«Культурно-просветительский центр «Киновия». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был доцент Московской Духовной академии, директор культурно-просветительского центра Троице-Сергиевой Лавры «Киновия» архимандрит Симеон Томачинский.
Разговор шел о том, как различные встречи, лекции и просветительские мероприятия культурного центра «Киновия» помогают взрослым и детям познакомится с верой, Православием и церковной традицией.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Элис Мейнелл «Письмо в будущее» — «Деятельное преображение»

Фото: PxHere
Поэтессе девятнадцатого века Элис Мэйнелл принадлежит стихотворение под названием: «Письмо от юной девушки, адресованное самой себе в старости». Героиня стихотворения, обращаясь к старушке, которой она когда-то станет, то есть к самой себе в старости, говорит:
«Только одна дана нам юность.
Утро жизни брезжит лишь однажды.
И наступает наполненная сожалениями старость».
Стихотворение Мэйнелл грустно, оно пронизано осознанием: ничего уже не исправить. В дневниках Мэйнелл есть упоминание о другом стихотворении — «Письме от старой женщины, отправленном себе самой в юность». Правда, оно так и осталось ненаписанным.
Но всё же задумаемся: какая между этими письмами разница? Колоссальная. Письмо от юности, адресованное старости, ничего изменить не может. Старушка откроет пожелтевший листок, вздохнёт о том, как быстро промелькнула жизнь, и ничего не изменится.
Со вторым письмом всё иначе. Представим, что проснулись мы утром, а на подушке лежит письмо, которое мы, в глубокой-глубокой старости, отправили себе самим, сегодняшним. Чтобы мы, сегодняшние, вот прямо сейчас смогли что-то исправить в своей жизни, изменить, преобразить то, что в нас бледно, узко, бедно, недостойно того, к чему призвал нас Бог.
Это деятельное преображение и есть покаяние. Даже если нам кажется, что у нас ничего нет, у нас есть то, чего точно когда-то не будет. Время. А значит, всё возможно.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Синклер Льюис «Котёнок и звёзды» — «Цепочка грехов»

Фото: Piqsels
Каждый поступок имеет ряд последствий, которые, выстраиваясь в цепочку, могут прямо или косвенно влиять на развитие событий, порой весьма значимых. Рассказ американского писателя Синклера Льюиса «Котёнок и звёзды» посвящён как раз такой цепочке.
Всё начинается с того, что маленький мальчик, выпрашивая у матери коржиков, с притворной лаской гладит котёнка. Залюбовавшись обоими, соседка опаздывает на трамвай. Кондуктор ради неё задерживает рейс. Парикмахер, впустую прождав трамвай на остановке, отправляется в пивную. На следующий день спьяну налысо остригает кандидата на пост управляющего крупнейшей корпорацией. Кандидат теряет уверенность в себе, корпорация, так и не найдя достойного управляющего, через полгода разваливается, что влечёт за собой крушение режима далёкого государства. В финале бывший монарх вздыхает: «Меня утешает одно. Мои беды, я уверен, пали на меня под влиянием могучего рока и были предначертаны звёздами».
Казалось бы, Льюис построил рассказ на противопоставлении рока и котёнка, но что, если приглядеться к сюжету повнимательнее? Цепочку роковых последствий запускает и подпитывает не что иное, как грех. Мальчик гладит котёнка, лицемеря. Соседка в погоне за трамваем притворно задыхается и хватается за сердце. Парикмахер же вообще рад опозданию трамвая — его тянет выпить. Ну а пьянство, как известно, вообще паровоз греховного состава. Так, незначительный, казалось бы, грех (лицемерие ребёнка) ведёт к впечатляющим событиям — крушению политического режима.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся духовный писатель девятнадцатого столетия, говорит, что душа человека подобна сосуду, в который вливается драгоценная жидкость. Но что будет, если в сосуде окажутся трещины, даже самые незначительные? Жидкость вытечет. Трещинами святитель называет те самые мелочи, повседневные недобрые привычки, грехи, на которые мы привыкли либо закрывать глаза, либо снисходительно отмахиваться: «Подумаешь!».
А мелочей-то, оказывается, и не бывает, грустно улыбается писатель Синклер Льюис.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







