
Как-то раз я организовывала поездку в Дивеево для себя и близких. Рассказала об этом подруге Юле, а та спросила: «А ты получала приглашение?». Я растерялась, даже не поняла, от кого должна его получить. Она пояснила: «От Богородицы. Без приглашения ничего не выйдет».
Я подумала: «а что может не выйти?» Мы уже выбрали день, забронировали жильё и готовы выезжать. Но действительно, поездку пришлось отменить из-за появившихся неотложных дел.
Таких попыток организоваться было несколько. И все они отменялись по разным непредвиденным обстоятельствам.
И вот, однажды ко мне после службы подошёл священник и спросил, не хочу ли я завтра выехать в Дивеево. Вот! Наверное так должно выглядеть приглашение — подумала я — то самое приглашение от Богородицы!
В этот раз все слложилось, и мы поехали. Только по пути нам надо было заехать ещё в несколько мест. Дорога получилась длинной и непростой.
Мы приехали в Дивеево после двух бессонных ночей. Уставшие с дороги, наспех перекусили и поспешили на вечернюю службу. После я с трудом подготовилась ко Причастию. Волновалась, что завтра не смогу встать.
В 6 часов проснулась на удивление бодрая и даже как будто отдохнувшая. Пришла в храм, а он полон людей. Я в очереди на исповедь всю службу отстояла. Причастие началось, а мой черёд так и не подошёл. Неужели не успею исповедаться? Тут вышел ещё один священник.
Исповедовалась. И опять встала в самый конце очереди, только теперь к Чаше. Вдруг подходит охранник и приглашает пройти ближе к алтарю, где причащают монахинь. Последняя становилась первой. Причастилась и заплакала от тихой радости.
А потом батюшка, с которым мы приехали, купил нам на память в лавочке иконы Серафима Саровского. Все разные. Мне одна сразу глянулась. Я так захотела, чтобы она досталась мне. Сидела, замерев, пока распределяли подарки. Когда подошел черёд, мне дали икону, ту самую икону, где преподобный Серафим стоит в лаптях с посохом в руке. Лучшего подарка и придумать нельзя. Снова расплакалась от умиления.
Что такое благодать? Да вот радость невместимая, чистая, вода живая! Господь вдруг на тебя её опрокидывает, а ты мизерный сосуд по грехам своим. Вот такой малюсенький, куда тебе вместить столько благодати. Остаётся только плакать от немощи своей и благодарности.
Вернулась домой, встретилась с Юлей, той подругой, что говорила о приглашениях. Она спрашивает: «Значит, получила всё-таки приглашение?». Я ответила: «Да, получила! Я поняла это по череде всех счастливых случаев, что ждали меня в этом путешествии, заботе Богородицы и бесконечной милости Господа».
Потом много раз я получала приглашение. Как? Ну вот в храме подойдут и подарят дивеевскую просфорку. Значит, зовёт Пресвятая Дева. Или угостит кто-нибудь сухариками батюшки Серафима. Приглашает, видно, святой на свою землю. Или просто кто-то напрямую скажет: «Поехали в Дивеево». Конечно, соглашаюсь. Знаю, что всё это не от людей. Через них мне передаёт приглашение Матерь Божья и батюшка Серафим.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема