
Семейные советы
На сегодняшний день в нашей стране официально существуют три формы семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека (или попечительство) и приемная семья. Однако есть еще одна, назовем ее промежуточной. Речь идет о «гостевом режиме»: будущим приемным родителям, прежде, чем они примут решение об усыновлении или опеке, разрешается пообщаться с ребенком из детского дома в семейной обстановке, то есть, взять его к себе домой на несколько дней, например, на выходные. Такое разрешение дает директор детского дома или школы-интерната, где проживает мальчик или девочка.
Для чего это делается? Для того, чтобы вы смогли окончательно убедиться в правильности своего решения — стать приемными родителями для девочки или мальчика, которого вы навещаете в детском доме уже некоторое время. Двух-трех коротких встреч на территории учреждения не всегда бывает достаточно, а за несколько дней, проведенных вместе, в семье, вы сможете узнать друг друга гораздо ближе.
Расскажу о некоторых важных нюансах.
Первое. Возраст ребенка.
Воспитатели и психологи рекомендуют брать на «гостевой режим» детей, достигших 10 лет. В этом возрасте дети уже вполне осознанно воспринимают и людей, и происходящие события, поэтому сотрудники детского дома смогут подготовить мальчика или девочку к необычным выходным в кругу семьи. Главное, что они расскажут ребенку, — это то, что он просто идет в гости к друзьям и через несколько дней вернется обратно в детский дом. Такой настрой дается ребенку для того, чтобы, в случае вашего отказа принять его в семью, он или она вновь не почувствовали себя ненужными, нелюбимыми, ведь однажды их уже предали близкие люди. Нельзя допустить, чтобы это случилось еще раз...
Второе. Как вести себя, пока ребенок гостит у вас? Здесь самое важное ни в коем случае не обещать ребенку усыновить его. Ребенок называет вас по имени и знает, что пробудет у вас дома только два или три дня. А в остальном будьте сами собой — и вам, и ему нужны только честные, открытые отношения.
И последнее. Подготовьтесь к приезду ребенка. Подумайте, куда можно пойти всей семьей, чем заняться вечером, что вкусненького приготовить на обед... Только не обрушивайте на ребенка все и сразу. От переизбытка ощущений маленький человек может быстро утомиться и даже расстроиться.
Итак, «гостевой режим» — это хороший способ получше узнать ребенка, которого вы хотите в будущем принять в свою семью. Но не стоит забывать, что приводя ребенка в гости, пусть и не надолго, вы все же даете ему надежду на новый дом. Поэтому еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что «гостевой режим» рекомендуют родителям, которые уже некоторое время навещают ребенка в детском доме, и всерьез думают об усыновлении.
Верьте в себя, доверяйте Богу, и у вас обязательно все получится.
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема