
SONY DSC
Образы святых встречаются во многих произведениях литературы. Где-то эти отражения видны явно, а где-то надо еще постараться их разглядеть.
Сегодня мы говорим о преподобном Зосиме Соловецком. И повести Бориса Ширяева «Неугасимая лампада».
Время действия — 15 век и век 20-й. Место действия: Россия, остров Соловки в Белом море.
Борису Ширяеву было 25 лет, когда он попал на Соловки. Выпускник Императорской военной академии, после революции он сражался в рядах Добровольческой армии. Был арестован большевиками и приговорен к расстрелу. Бежал... Затем снова последовал арест и приговор: десять лет ссылки на Соловки, в только что организованный Соловецкий лагерь особого назначения — СЛОН.
«...Соловки первой половины двадцатых годов, последний монастырь — первый концлагерь, в котором прошлое еще не успело уйти и раствориться во времени, а предстоящее слепо, но упорно прощупывало, пробивало свой путь в жизнь, в бытие.
Соловки — дивный остров молитвенного созерцания, слияния духа временного, человеческого с Духом вечным, Господним».
Через всю повесть Бориса Ширяева о годах, проведенных в лагере на Соловках, проступает образ святого Зосимы Соловецкого — основателя и первого игумена Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря.
В начале 20-х годов большевики решили приспособить Соловецкую обитель для содержания узников, так называемых, врагов советского режима. Но безбожная власть оказалась не в силах изгнать из этих мест память о преподобном Зосиме Соловецком....
«Дебря Соловецкая мирная. Святитель Зосима вечный пост на нее наложил: убоины всем тварям лесным не вкушать, а волкам, что не могут без горячей крови живыми быть, путь с острова указал по своему новогородскому обычаю. Волки послушались слова святителя, поседали весной на пловучие льдины и уплыли к дальнему Кемскому берегу. Выли, прощаясь с родным привольем. Но заклятия на них святитель не наложил.
— И вы, волки, твари Божие, во грехе рожденные, во грехе живущие. Идите туда, на греховную матерую землю, там живите, а здесь — место свято! Его покиньте!
С тех пор лишь робкие, кроткие олени да пугливые беляки-зайцы живут на святом острове, где за четыре века не было пролито ни капли не только человечьей, но и скотской горячей крови».
Борис Ширяев не случайно в начале повести вспоминает это предание из жития Зосимы Соловецкого. Мирные звери — и звероподобный лагерный начальник. В первый же час по прибытии автора на Соловки начальник лагеря Ногтев на глазах у всех застрелил заключенного — просто так, для устрашения остальных.
Как-то лагерное начальство проведало о живущем в глухой лесной дебре схимнике-молчальнике, старец этот не покинул остров вместе с соловецкими монахами. Пьяный Ногтев ворвался с наганом в келью монаха-схимника. Но тот не испугался — молча положил земной поклон и показал Ногтеву на свой открытый гроб: «мол, тоже скоро там будешь».
Меньше, чем через год Ногтев был расстрелян своими же чекистами за спекуляцию монастырским имуществом.
«Дано ему было то, как святителю Зосиме, узревшему обезглавленными новгородских бояр на пиру у Марфы Борецкой Посадницы», — пишет о старце-схимнике Борис Ширяев.
При чем же здесь Марфа-посадница?
В свою бытность игуменом Соловецкого монастыря преподобный Зосима не раз ездил в Новгород. Новгородцы делали щедрые пожертвования на монастырь. Но вот боярыня Марфа Семеновна Борецкая, известная в истории как Марфа Посадница, велела слугам прогнать со двора соловецкого игумена.
«Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет», — печально сказал Зосима монаху, который его сопровождал.
На следующий день Марфа Посадница устыдилась своей грубости и позвала Зосиму с его спутником на обед.
В те годы всем Новгородом, пятинами его и концами посадница Марфа Борецкая правила и, провожая старца в далекий обратный путь, созвала она на пир всех бояр. На пиру том отверзлись очи святителя и узрел он грядущее; видит: сидят за столом бояре — все без голов...
Так и сбылось. Посек гордые головы грозный Московский царь, попалил огнем Новогородское торжище и подворья, но жалованную обители честь, земли, ловы и соляные варницы утвердил большой печатью Московского царства«.
Вот и СЛОН — лагерь особого назначения — на Соловках существовал недолго, около десяти лет. В 1933 году он был расформирован. Арестованных переправили на «большую землю», в Кемь, имущество передали Беломору-Балтийскому каналу. Бог устроил это место для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Так повелось с первых соловецких пустынников.
Однажды, возвращаясь с лагерных работ, Борис Ширяев заблудился в лесу и случайно набрел на избушку соловецкого схимника.
«Я стоял у входа в сокровенный затвор последнего схимника Святой Нерушимой Руси. Взойти я не посмел. Можно ли было нарушить своей человеческой нуждой в приюте смиренно-торжественный покой беседы молчальника с Богом? До рассвета стоял я у окна, не в силах уйти, оторваться от бледных лучей неугасимой лампады пред ликом Спаса...»
Эта неугасимая лампада в землянке схимника стала для заключенных Соловецкого лагеря символом надежды на спасение.
Борис Ширяев выжил на Соловках. Во время Великой Отечественной войны он попал в немецкую оккупацию, после чего эмигрировал из России.
Повесть «Неугасимая лампада» он писал в Италии, посвятив ее памяти художника Михаила Нестерова. В день вынесения приговора он оказался рядом и сказал будущему писателю: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко».
Как оказалось — и соловецкие святые тоже.
«Соловецкие монахи — особенные. Других таких по всей Руси не было: не в молитве, а в труде спасались. Обычай этот древний, от самых святителей повелся, когда они первый храм Господень на Соловках воздвигали из валунов и палого бурелома. Храм тот был во славу святого Преображения Господня учрежден и стоял он на том самом месте, где теперь Преображенского собора алтарь».
Соловецкий арестант Борис Ширяев, видя сгоревший при большевиках Преображенский храм, верил, что придет время восстановления Соловецкого монастыря. И это произошло.
«Сотворенное человеком — видимое — сгорало. Сотворенное Богом — невидимое — жило. Оно — вечно», — написал он в повести «Неугасимая лампада», произведения, где между строк проступает лик святого Зосимы Соловецкого, стало главным в жизни писателя Бориса Ширяева.
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
 
                                    
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



