
Сенатор галльского города Туля — сегодня это территория Франции, пребывал в приподнятом настроении. Его старший сын Викентий, офицер римского легиона, приехал в долгожданный отпуск, и отцу не терпелось поговорить с ним. Однако, беседа сложилась совсем не так, как предполагал старый политик.
— Сынок, как же я рад, что в семье ещё остались люди, которые чтут традиции и держатся старых устоев. Мужчины нашего рода, одного из самых древних и знатных в Галлии, всегда отличались безупречной выправкой, и в тебе я вижу воплощение лучших черт славных предков. С нетерпением жду, когда, наконец, ты женишься, подаришь мне внуков, возьмёшь поместьев свои руки, и я со спокойной душой отойду к Богу.
Викентий молчал. Он всматривался в дальние холмы, расчерченные тёмно-зелёными полосами виноградников. По лицу офицера невозможно было догадаться, что слова отца смущают его.
— Но, папа, брат мой Луп счастливо женат. И, возможно, супруга его Пимениола вскоре порадует тебя наследником. Стоит ли ждать моей свадьбы?
Отец безнадежно отмахнулся.
— Брат твой Луп огорчил меня! На днях они с женой объявили, что решили принять монашеский постриг. Ты помнишь Гонората, сына римского консула?
— Конечно, подростком он часто бывал у нас, мы вместе играли. Славный, начитанный, благородный юноша!
— Так вот, он несколько лет назад поселился отшельником на маленьком острове архипелага Лерен, где кроме ядовитых змей никто никогда не жил. Друзья навестили Гонората, и он поразил их, как выразился твой брат, глубиной своей веры, силой молитвы и проницательностью ума. Многие сыновья благородных семейств решили разделить его подвиг. Сейчас там образовался целый монастырь, и Луп стал его насельником. Так что, ты — мое упование!
— Я слышал много доброго о Леринской обители. Так значит, её основатель — тот самый с детства мне знакомый Гонорат? Тем лучше, ведь именно в этот монастырь направлялся и я. Я оставляю службу и удаляюсь от мира, чтобы сосредоточить своё сердце на общении со Христом. Прими решение своих сыновей как благословение Бога, отец.
В Леринском монастыре, основанном святым Гоноратом, в пятом веке ревностно подвизались выходцы из самых благородных семейств Галлии. Иные из них приняли монашество, оставив брачную жизнь по согласию с женами, и в обители проживали вместе с сыновьями. Викентия, отличавшегося красноречием и обширными знаниями, избрали воспитателем и учителем подрастающих мальчиков. Вчерашний воин принял священный сан и до конца своих дней прожил в Леринском аббатстве, окормляя братию.
Брат Викентия, Луп, стал епископом города Труа. По решению собора галльских епископов он отправился в Британию для противостояния ереси Пелагия, умалявшего значение благодати Божией в деле спасения души. Преподобный Викентий в помощь брату написал богословское произведение «О древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков». Этот труд снискал одобрение священников и епископов, оспаривавших ересь пелагиан. Чтобы избежать славы, святой Викентий обнародовал его под псевдонимом Перегрин, что значит Странник.
Старый сенатор из галльского города Туля был огорчён тем, что его сыновья не оставили наследников. Но он не мог и представить, что Викентия и Лупа многие поколения христиан станут называть отцами Церкви.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер