Монастырь святой Марины,укрывшийся под сенью Кипарисовой рощи на берегу Босфора, погружался в сумерки. Его настоятель, иеромонах Симеон, тяжело болел, и молодой послушник Никита усердно ограждал старца от посетителей из окрестных сёл, искавших утешения и исцеления. Вот и сейчас он громким шёпотом выговаривал бедной крестьянке, держащей на руках мальчика лет четырёх, что та пришла некстати.
НИКИТА:
Как не вовремя ты, сестра! Старец забылся сном, и тревожить его я не стану! Да, твой мальчик болен, но и отец Симеон нездоров.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ:
Что там у тебя, Никита?
Послушник хотел пожаловаться на крестьянку, но старец возразил.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ
Пусть войдёт раба Божия.
Мать, тихая, как тень, замерла на пороге кельи. Отец Симеон с трудом поднялся и, опираясь на руку Никиты, подошёл к женщине. Он взглянул на немощное дитя и осенил себя крестом. По щекам его текли слёзы. Старец велел принести лампаду, горящую перед иконой святой Марины, и помазал ребенка маслом, шепча молитву. Мальчик открыл глаза и попросил есть.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ:
Ступай, Никита, проводи наших гостей в храм на ночлег. И позаботься о том, чтобы они поужинали.
Никита с изумлением смотрел на мальчика, вприпрыжку скакавшего перед ним по монастырской тропинке. Невозможно было поверить, что несколько минут назад этот ребенок был недвижим. Послушник не однажды становился свидетелем чудес, совершавшихся по молитве подвижника, но всякий раз бывал потрясён до глубины души.
НИКИТА:
Как удается тебе, отец, вернуть к жизни изнурённое болезнью тело?
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ:
Не я, но Господь исцеляет. Он так близок к нам, грешным, что слышит всякую просьбу. И разве может Отец дать камень сыну, просящему хлеба?
НИКИТА:
Откуда в тебе такая вера, что Господь рядом? Не всем людям дано жить в предстоянии Богу, но лишь избранным.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ:
Послушай, что расскажу я тебе. Один юноша прочёл, что для стяжания даров Святого Духа важно следовать голосу совести, исполнять заповеди Христовы и молиться в чистоте сердца. Он стал с усердием исполнять предписанное. Его молитвы становились все более внимательными и усердными. И однажды ночью, когда он произносил «Боже, милостив буди мне, грешному» скорее умом, чем устами, внезапно комната наполнилась светом. Свет заполнил всё пространство, и юноша не сознавал, где он находится — на земле или на небе. Он плакал от радости, какой прежде никогда не испытывал. Ему показалось, что видение длилось один миг, когда же оно закончилось, оказалось, что минула ночь. Сосредоточь своё сердце на Боге, Никита, очисти его, не будь двоедушным, ищи Создателя — и милостивый Господь непременно откроет тебе Своё благое присутствие.
Симеон рассказывал о самом себе. Чудесное событие, происшедшее с ним в юности, определило всю его дальнейшую жизнь. В конце десятого века, в возрасте двадцати семи лет он поступил в Константинопольский Студийский монастырь, где стал учеником святого Симеона Благоговейного. Позднее перешёл в находящуюся неподалеку обитель во имя святого Маманта, но при этом продолжал пользоваться наставлениями своего духовного отца. Симеон младший стал игуменом небольшой монашеской общины и четверть века управлял ею. В пожилом возрасте он основал монастырь святой Марины на берегу Босфора, где провёл остаток жизни. Биография старца была бы похожа на другие жизнеописания монахов десятого-одиннадцатого веков, если бы не одна её особенность. Бог открылся Симеону столь явно, что подвижник не мог об этом молчать. Он свидетельствовало явлениях Божественного света и словами, и обильными чудотворениями, призывал каждого постичь радость богообщения. Преподобный Симеон написал множество молитвенных гимнов, каждый из которых — проникновенная проповедь о том, как воочию узреть славу и величие Творца.
«Кто хочет увидеть сей свет невечерний,
Тот должен всегда соблюдать свое сердце
От страстных движений, от помыслов скверных,
От гнева, смущения, клятв лицемерных.
Внимать себе должен и злобы не помнить,
Людей не судить даже в помыслах сердца,
Быть внутренне чистым, в словах откровенным,
Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным.
Трапеза его пусть не будет богатой,
Молитву и пост да хранит неослабно.
И весь его подвиг, и дело любое,
И всякое слово — да будет с любовью».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»